Лет 10 назад, когда я довольно активо следил за баскетболом, в группе "ВК", где я читал новости, была такая насмешливая формулировка: аналитика по хайлайтам. Феномен проявляется, например, в том, что "аналитики по хайлайтам" считают "скучного", но эффективного Тима Данкана более слабым игроком, чем яркого — но спорного Коби. Ну и это я не говорю о сравнении менее маститых игроков.
К сожалению, я никогда не работал в спортивной индустрии, но мне интересно, а так ли плоха "аналитика по хайлайтам" в баскетболе? Как зритель я смотрю баскетбол (а не футбол), потому что я хочу видеть красивые моменты. Потолки зарплат работают в первую очередь против суперзвезд — игроки калибра Леброна приносят своим командам намного больше, чем те 50 миллионов в год, которые они стоят. Те же 10 лет назад, когда потолок зарплаты был 30 в год, влияние Леброна на экономику Огайо в целом оценивалось в +0.5 миллиарда долларов в год — благодаря увеличению туризма.
Нью-Йорк Никс не выигрывает ничего и является худшей спортивной командой в мире вот уже миллион лет, но это не мешает им стабильно оставаться одной из самых дорогих франшиз.
И вот мне интересно — и тут я не пишу как эксперт, а задаюсь вопросом — а так ли нужны профессиональным спортивным командам исключительно победы? Победа в матче — один момент радости. Но десять постэрайзов (момент физически доминирующего продавливания в прыжке под кольцом) за матч дадут десять таких моментов! Стефа Керри любят не за его чемпионства и не за 73-9, а за цирковые броски, трешки с центра площадки и дрибблинг. Да господи, даже Кевин Гарнетт запомнился нам не тем, что был великим защитником, а тем, что поздравил Данкана с днем матери!
Спорт — это эмоции и у меня есть ощущение, что в этом спортивный менеджмент особенно интересен: с одной стороны, все думают, что ты должен оптимизировать силу команды, а с другой — на самом деле ты должен оптимизировать стоимость билета.
К сожалению, я никогда не работал в спортивной индустрии, но мне интересно, а так ли плоха "аналитика по хайлайтам" в баскетболе? Как зритель я смотрю баскетбол (а не футбол), потому что я хочу видеть красивые моменты. Потолки зарплат работают в первую очередь против суперзвезд — игроки калибра Леброна приносят своим командам намного больше, чем те 50 миллионов в год, которые они стоят. Те же 10 лет назад, когда потолок зарплаты был 30 в год, влияние Леброна на экономику Огайо в целом оценивалось в +0.5 миллиарда долларов в год — благодаря увеличению туризма.
Нью-Йорк Никс не выигрывает ничего и является худшей спортивной командой в мире вот уже миллион лет, но это не мешает им стабильно оставаться одной из самых дорогих франшиз.
И вот мне интересно — и тут я не пишу как эксперт, а задаюсь вопросом — а так ли нужны профессиональным спортивным командам исключительно победы? Победа в матче — один момент радости. Но десять постэрайзов (момент физически доминирующего продавливания в прыжке под кольцом) за матч дадут десять таких моментов! Стефа Керри любят не за его чемпионства и не за 73-9, а за цирковые броски, трешки с центра площадки и дрибблинг. Да господи, даже Кевин Гарнетт запомнился нам не тем, что был великим защитником, а тем, что поздравил Данкана с днем матери!
Спорт — это эмоции и у меня есть ощущение, что в этом спортивный менеджмент особенно интересен: с одной стороны, все думают, что ты должен оптимизировать силу команды, а с другой — на самом деле ты должен оптимизировать стоимость билета.
❤3👍3
Я намного реже в последнее время затрагиваю тему войны и российской политики, чем это было пару лет назад.
И всё же я периодически считаю, что на сложные темы тоже надо говорить — поэтому я хотел бы рассказать, "что такое хорошо и что такое плохо" — разумеется, в рамках моей системы ценностей.
О поддержке Украины
Когда война началась, я донатил и призывал донатить в этот фонд — понимая, что для меня это значит, что для меня Россия закрыта, пока жив режим. Я считаю свой выбор сложным, но этически верным.
Тем не менее, для меня камнем преткновения стала бусификация: когда я стал переживать, что мой донат из комфортной квартиры может помочь государству применить насилие к своему гражданину — я перестал понимать, какой выбор здесь является правильным.
Для меня это буквально дилемма вагонетки: с одной стороны, у российского государства будет меньше возможностей навредить гражданам Украины. С другой стороны — когда ЗСУ формируются не из добровольцев — это всё ещё поддержка государственного насилия, пусть и более социально приемлемого. О том, что Украина даже в моей либертарианской этике является куда меньшим злом, чем Россия (не злодейских государств в моей этике не существует), надеюсь отдельно говорить не нужно.
Я говорил с разными ребятами из Украины, и даже у них разные мнения о том, что такое хорошо и что такое плохо сейчас. Думаю, что наша вагонетка, друзья, упирается в вопрос о том, что лучше: консеквенциализм или деонтология.
Об осуждении России
Важно сказать: я считаю, что термины "Россия" или "Украина" (так же, как "Кока-Кола", "Гарри Поттер" или "христианство") мы используем для упрощения. У государств, религий, франшиз и корпораций нет силы воли — есть лишь вера людей в эти гиперсубъективные сущности, и есть люди, действующие "от лица" этих сущностей. Поэтому когда я говорю об осуждении России, я говорю об осуждении конкретных людей, совершающих конкретные действия: в первую очередь, конечно, речь идёт о Путине и его приспешниках.
Так вот, несмотря на всё написанное в прошлом пункте, я считаю важным не забывать: никаких вагонеток перед нами бы не ехало, если бы не один или несколько обезумевших стариков. Вне зависимости от "real politics", от ресурсов, рационального менеджмента, идей государственности, чего угодно — не существует ничего, что давало бы право одному человеку убить другого. Можно сколько угодно говорить, что существует право сильного или там "геостратегические интересы", но признавать право на убийство я не могу. Я замечу, что я понимаю, что у большинства "сторонников войны" фундаментально есть эта же ценность: они тоже не признают право на убийство. Расходимся мы в двух моментах:
1. Я считаю, что действия по "защите интересов жителей ДНР и ЛНР" являются не превентивным ударом, а необязательным ударом. "Сторонники войны", скорее всего, считают эти действия превентивным ударом — то есть в их логике российские военные не пришли убивать — они пришли предотвращать убийства. Я не согласен с этой точкой зрения, но я боюсь, что моего ресурса не хватит доказать ещё и это.
2. А вот здесь есть мировоззренческая позиция: я считаю, что "превентивный удар" всё ещё является убийством, на которое люди не имеют права. Обратите внимание, что я здесь последователен: это ведь тоже дилемма вагонетки, и я снова выбираю политику невмешательства.
Так вот, любого человека, который своим выбором способствует смертям других людей, я осуждаю, и соответственно, я не забываю и хочу, чтобы не забывали и мои друзья: войну в Украине начала Россия. Это не "спорно", не "у каждого конфликта есть две стороны", не "правды мы не узнаем".
О расчеловечивании
Три-четыре года назад я писал слово "путин" с маленькой буквы и называл [часть] российских военных животными, а смерти Владлена Татарского радовался.
Сейчас я считаю, что тем самым я подливал масла в огонь ненависти — по крайней мере в интернетах. Я не претендую на то, что я какой-то лидер мнений, но вопрос же не в реальном эффекте, а в этике, которой я следую.
И всё же я периодически считаю, что на сложные темы тоже надо говорить — поэтому я хотел бы рассказать, "что такое хорошо и что такое плохо" — разумеется, в рамках моей системы ценностей.
О поддержке Украины
Когда война началась, я донатил и призывал донатить в этот фонд — понимая, что для меня это значит, что для меня Россия закрыта, пока жив режим. Я считаю свой выбор сложным, но этически верным.
Тем не менее, для меня камнем преткновения стала бусификация: когда я стал переживать, что мой донат из комфортной квартиры может помочь государству применить насилие к своему гражданину — я перестал понимать, какой выбор здесь является правильным.
Для меня это буквально дилемма вагонетки: с одной стороны, у российского государства будет меньше возможностей навредить гражданам Украины. С другой стороны — когда ЗСУ формируются не из добровольцев — это всё ещё поддержка государственного насилия, пусть и более социально приемлемого. О том, что Украина даже в моей либертарианской этике является куда меньшим злом, чем Россия (не злодейских государств в моей этике не существует), надеюсь отдельно говорить не нужно.
Я говорил с разными ребятами из Украины, и даже у них разные мнения о том, что такое хорошо и что такое плохо сейчас. Думаю, что наша вагонетка, друзья, упирается в вопрос о том, что лучше: консеквенциализм или деонтология.
Об осуждении России
Важно сказать: я считаю, что термины "Россия" или "Украина" (так же, как "Кока-Кола", "Гарри Поттер" или "христианство") мы используем для упрощения. У государств, религий, франшиз и корпораций нет силы воли — есть лишь вера людей в эти гиперсубъективные сущности, и есть люди, действующие "от лица" этих сущностей. Поэтому когда я говорю об осуждении России, я говорю об осуждении конкретных людей, совершающих конкретные действия: в первую очередь, конечно, речь идёт о Путине и его приспешниках.
Так вот, несмотря на всё написанное в прошлом пункте, я считаю важным не забывать: никаких вагонеток перед нами бы не ехало, если бы не один или несколько обезумевших стариков. Вне зависимости от "real politics", от ресурсов, рационального менеджмента, идей государственности, чего угодно — не существует ничего, что давало бы право одному человеку убить другого. Можно сколько угодно говорить, что существует право сильного или там "геостратегические интересы", но признавать право на убийство я не могу. Я замечу, что я понимаю, что у большинства "сторонников войны" фундаментально есть эта же ценность: они тоже не признают право на убийство. Расходимся мы в двух моментах:
1. Я считаю, что действия по "защите интересов жителей ДНР и ЛНР" являются не превентивным ударом, а необязательным ударом. "Сторонники войны", скорее всего, считают эти действия превентивным ударом — то есть в их логике российские военные не пришли убивать — они пришли предотвращать убийства. Я не согласен с этой точкой зрения, но я боюсь, что моего ресурса не хватит доказать ещё и это.
2. А вот здесь есть мировоззренческая позиция: я считаю, что "превентивный удар" всё ещё является убийством, на которое люди не имеют права. Обратите внимание, что я здесь последователен: это ведь тоже дилемма вагонетки, и я снова выбираю политику невмешательства.
Так вот, любого человека, который своим выбором способствует смертям других людей, я осуждаю, и соответственно, я не забываю и хочу, чтобы не забывали и мои друзья: войну в Украине начала Россия. Это не "спорно", не "у каждого конфликта есть две стороны", не "правды мы не узнаем".
О расчеловечивании
Три-четыре года назад я писал слово "путин" с маленькой буквы и называл [часть] российских военных животными, а смерти Владлена Татарского радовался.
Сейчас я считаю, что тем самым я подливал масла в огонь ненависти — по крайней мере в интернетах. Я не претендую на то, что я какой-то лидер мнений, но вопрос же не в реальном эффекте, а в этике, которой я следую.
👍2☃1❤1
Я не святой и наедине с собой или друзьями я могу проявить жестокость и отсутствие милосердия. Но я думаю, что когда мы высказываемся публично — мы, у кого есть возможность не прятаться от выстрелов или ракетных снарядов — мы должны думать о том, как эти высказывания повлияют на тех, кому тяжелее. Я боюсь, что если я буду смаковать смерти или страдания тех, кто мне не нравится, то у их сторонников появится больше поводов ненавидеть таких, как я. Я для них буду не адекватным человеком с другой стороны ("блин, нормальный парень вроде, зачем он Украину только поддерживает?"), а очередным уродом ("ну понятно, ага, либерал-куколд, если такие как он были бы у власти, было бы так же, только репрессировали других").
Именно поэтому я — как бы мне ни хотелось иногда написать крепкое словцо — максимально себя сдерживаю. Я понимаю, что это тяжело, и что чем страшнее сейчас людям, тем тяжелее сдерживаться им — поэтому я не переживаю, если, например, ребята из Киева, замерзающие без отопления, будут меня ненавидеть за один только паспорт. Пусть они выживут, а там уж разберемся, этично ли это было с их стороны.
Но с моей стороны — неэтично было бы позволять своим эмоциям управлять моим поведением. И если вы живёте в комфорте — возможно, что вы захотите разделить мою точку зрения. А ещё она позволяет спать спокойнее, потому что она не подкармливает бессильную злобу.
И, разумеется, недопустимо расчеловечивание жителей Украины, которым занимается российская пропаганда. Здесь, как и во многих других пунктах, я не разбираю эту деталь в подробностях, потому что мне кажется это чем-то само собой разумеющимся и тем, в чем я вряд ли донесу новую мысль своим читателям. Люди не являются плохими только из-за того, что они родились в другой стране или говорят на другом языке. Да блин, до войны, полагаю, половина украинцев и родилась-то с россиянами в одной стране, да и говорили на одном языке.
О вине
Мне не нравится идея коллективной вины. Опять же — здесь я последовательно занимаю либертарианскую позицию: у преступлений есть авторы, любое государство — это враг личности, бывают враги больше и меньше.
Наибольшую вину несёт командование, включая военное; для меня очень сложным является ответ на вопрос, где степень вины военных.
Я понимаю, почему само участие в военных действиях на стороне агрессора не является международным преступлением. В конце концов, государства взаимно признают легитимность друг друга, а значит — признают, что действия гражданина являются в большинстве случаев законными, если их таковыми признает его государство. Предполагается, что у рядовых нет возможности "не стрелять". Я не знаю, так это или не так. Скорее всего, в каждой смерти виноваты несколько людей: по цепочке от Путина и до солдата, который спустил курок. Может, и до швеи из Иванова, которая сшила ему бушлат, не знаю уж точно.
Но мне сложно сказать, какие наказания должны быть предусмотрены для каждого в этой цепочке.
А ещё я избегаю термина "ответственность", потому что — скажу честно — он видится мне просто эвфемизмом для слова "вина" или "наказание".
О наказании для пропагандистов
Отдельной строкой хочу проговорить о степени вины пропагандистов.
С точки зрения идей я считаю, что пропагандисты не должны получать неэкономических наказаний. Лишь общественный остракизм и лишение неправомерно заработанных денег — вот что должны получать люди, ставшие рупорами войны.
Но есть нюанс, ломающий мою стройную либертарианскую логику.
Эффект радио тысячи холмов был доказан — а значит, как минимум часть пропагандистов несёт вину за смерти людей. Что с этим делать — я тоже не знаю. У меня нет ответов.
И нет, пишу я это не от большой любви к Соловьёву или Симоньян: более мерзких людей, чем они, мне представить сложно. Отдельно обидно, что оба не дураки — то есть, получается, подлецы на зарплате. Просто я считаю, что убеждения человека проверяются тем, как он относится к своим "врагам", а не к тем, кто ему приятен.
Именно поэтому я — как бы мне ни хотелось иногда написать крепкое словцо — максимально себя сдерживаю. Я понимаю, что это тяжело, и что чем страшнее сейчас людям, тем тяжелее сдерживаться им — поэтому я не переживаю, если, например, ребята из Киева, замерзающие без отопления, будут меня ненавидеть за один только паспорт. Пусть они выживут, а там уж разберемся, этично ли это было с их стороны.
Но с моей стороны — неэтично было бы позволять своим эмоциям управлять моим поведением. И если вы живёте в комфорте — возможно, что вы захотите разделить мою точку зрения. А ещё она позволяет спать спокойнее, потому что она не подкармливает бессильную злобу.
И, разумеется, недопустимо расчеловечивание жителей Украины, которым занимается российская пропаганда. Здесь, как и во многих других пунктах, я не разбираю эту деталь в подробностях, потому что мне кажется это чем-то само собой разумеющимся и тем, в чем я вряд ли донесу новую мысль своим читателям. Люди не являются плохими только из-за того, что они родились в другой стране или говорят на другом языке. Да блин, до войны, полагаю, половина украинцев и родилась-то с россиянами в одной стране, да и говорили на одном языке.
О вине
Мне не нравится идея коллективной вины. Опять же — здесь я последовательно занимаю либертарианскую позицию: у преступлений есть авторы, любое государство — это враг личности, бывают враги больше и меньше.
Наибольшую вину несёт командование, включая военное; для меня очень сложным является ответ на вопрос, где степень вины военных.
Я понимаю, почему само участие в военных действиях на стороне агрессора не является международным преступлением. В конце концов, государства взаимно признают легитимность друг друга, а значит — признают, что действия гражданина являются в большинстве случаев законными, если их таковыми признает его государство. Предполагается, что у рядовых нет возможности "не стрелять". Я не знаю, так это или не так. Скорее всего, в каждой смерти виноваты несколько людей: по цепочке от Путина и до солдата, который спустил курок. Может, и до швеи из Иванова, которая сшила ему бушлат, не знаю уж точно.
Но мне сложно сказать, какие наказания должны быть предусмотрены для каждого в этой цепочке.
А ещё я избегаю термина "ответственность", потому что — скажу честно — он видится мне просто эвфемизмом для слова "вина" или "наказание".
О наказании для пропагандистов
Отдельной строкой хочу проговорить о степени вины пропагандистов.
С точки зрения идей я считаю, что пропагандисты не должны получать неэкономических наказаний. Лишь общественный остракизм и лишение неправомерно заработанных денег — вот что должны получать люди, ставшие рупорами войны.
Но есть нюанс, ломающий мою стройную либертарианскую логику.
Эффект радио тысячи холмов был доказан — а значит, как минимум часть пропагандистов несёт вину за смерти людей. Что с этим делать — я тоже не знаю. У меня нет ответов.
И нет, пишу я это не от большой любви к Соловьёву или Симоньян: более мерзких людей, чем они, мне представить сложно. Отдельно обидно, что оба не дураки — то есть, получается, подлецы на зарплате. Просто я считаю, что убеждения человека проверяются тем, как он относится к своим "врагам", а не к тем, кто ему приятен.
❤2☃1👍1
О праве сильного
К сожалению, оно существует — не в смысле того, что оно этично, а в смысле того, что только так и работает мир. Трамп может своровать Мадуро не потому что по международному законодательству разрешено воровать чужих президентов, а потому что вся Америка — это задний двор США. Израиль может бомбить кварталы Палестины и сектор Газа не потому что кто-то когда-то где-то жил или кто-то что-то сделал 7 октября — а потому что США стабильно на стороне Израиля.
Мне это всё очень не нравится (и опять-таки, я здесь не про какую-то свою политическую позицию в отношении двух упомянутых конфликтов) — но, кажется, мир иначе жить не будет. В конце концов, права существуют лишь до тех пор, пока есть кому их защищать.
Об этических требованиях к окружающим — и себе
Наверное, причина, по которой я захотел написать этот текст, — моя внутренняя боль от того, что очень часто я вижу, что люди, которые не вовлечены в войну и не являются политиками, радикализируются. Я слишком часто слышал условное "да, бомбить Воронеж — нормально, потому что это ответ на агрессию Путина" или "нассать на могилу Кеосаяна — здорово", произнесенное в теплых европейских кухнях.
В тексте, который я написал, несколько раз встречаются слова: "я не знаю", "мне сложно ответить". Я рад, что я не украинский военный, которому нужно стрелять в голову молодого российского парня из деревни, потому что иначе он выстрелит в мою. Я рад, что я не премьер-министр Израиля, который должен выбирать между тем, чтобы бомбить террористов, прикрывающихся детьми, и тем, чтобы допустить смерти своих граждан. Я рад, что я могу сказать, что плохо — и то, и другое, и у меня нет ответа, какой выбор должен быть сделан.
И мне страшно видеть, когда мои близкие говорят, что какие-то убийства — это необходимое зло.
К сожалению, оно существует — не в смысле того, что оно этично, а в смысле того, что только так и работает мир. Трамп может своровать Мадуро не потому что по международному законодательству разрешено воровать чужих президентов, а потому что вся Америка — это задний двор США. Израиль может бомбить кварталы Палестины и сектор Газа не потому что кто-то когда-то где-то жил или кто-то что-то сделал 7 октября — а потому что США стабильно на стороне Израиля.
Мне это всё очень не нравится (и опять-таки, я здесь не про какую-то свою политическую позицию в отношении двух упомянутых конфликтов) — но, кажется, мир иначе жить не будет. В конце концов, права существуют лишь до тех пор, пока есть кому их защищать.
Об этических требованиях к окружающим — и себе
Наверное, причина, по которой я захотел написать этот текст, — моя внутренняя боль от того, что очень часто я вижу, что люди, которые не вовлечены в войну и не являются политиками, радикализируются. Я слишком часто слышал условное "да, бомбить Воронеж — нормально, потому что это ответ на агрессию Путина" или "нассать на могилу Кеосаяна — здорово", произнесенное в теплых европейских кухнях.
В тексте, который я написал, несколько раз встречаются слова: "я не знаю", "мне сложно ответить". Я рад, что я не украинский военный, которому нужно стрелять в голову молодого российского парня из деревни, потому что иначе он выстрелит в мою. Я рад, что я не премьер-министр Израиля, который должен выбирать между тем, чтобы бомбить террористов, прикрывающихся детьми, и тем, чтобы допустить смерти своих граждан. Я рад, что я могу сказать, что плохо — и то, и другое, и у меня нет ответа, какой выбор должен быть сделан.
И мне страшно видеть, когда мои близкие говорят, что какие-то убийства — это необходимое зло.
savelife.in.ua
Благодійний фонд "Повернись живим" - допомoга ЗСУ
Український благодійний фонд - компетентна допомога армії з 2014 року. Реквізити рахунків для допомоги з-за кордону та в Україні ⟶ на сайті. Підтримай ЗСУ та волонтерів!
❤8🕊6👍2☃1
Знаете что общего между Сергеем Бубкой, поручиком Ржевским и Юрием Гагариным?
Все они действовали в условиях неопределенности. Сергей Бубка установил 35 мировых рекордов в прыжках с шестом — из всех спортсменов я выбрал его, потому что мне кажется, что в прыжках с шестом есть что-то жуткое и красивое: силой своего тела взлететь на высоту двухэтажного дома — и упасть с нее.
35 раз Сергей успешно совершал прыжок, который не гарантировал ему удачи. Сколько раз он совершал подобные прыжки безуспешно — я даже не попытаюсь угадать. Более того, в случае Бубки он не только не знал, получится ли у него: он ещё и понимал, что у других точно не получится.
Юрий Гагарин сел на десятиэтажный топливный бак и полетел в космос. Ну потому что собаки же уже летали и некоторые даже возвращались. Мозг первого полета в космос — это, конечно, Сергей Королёв. Но вот сердце и нервы — Юрий Гагарин. Он был летчиком-испытателем, и раз за разом он проверял: а вот так эта штука умеет? Он не мог быть уверенным в результате. И как мы знаем, к сожалению, один из полетов стал для него смертельным.
Наконец, поручик Ржевский. Странная компания, да? Но вспомним анекдот:
— Поручик, как вам удается добиваться успеха у стольких женщин?
— Все очень просто, я подхожу и спрашиваю: "Мадам, можно вам впердолить?"
— Но ведь так можно и пощечину получить!
— Можно. А можно и впердолить.
Все трое проявляют одну прекрасную черту характера: принимают вероятность провала как разновидность нормы. У меня вот с этой чертой хуже, я провалов боюсь.
В общем, сегодняшний пост — о том как перестать бояться и полюбить атомную бомбу.
Каждый человек, особенно творческий, немножко нарцисс, и любой проект — это продолжение вашего "я". Причем под проектом я здесь понимаю примерно любую деятельность, за которую вы беретесь: спортивный матч, романтические отношения, новая работа или же бизнес-проект в классическом смысле слова. Что бы из этого ни провалилось — оно ощущается как личная боль, как укор в ваш адрес, это именно вы "недостаточны".
Хорошая новость в том, что на самом деле вы не можете провалиться в принципе. Ну если только не бродите по вьетнамским джунглям, где гуки вырыли для вас яму. И вот если вы отделяете свою успешность от успешности очередного проекта — на его провал можно смотреть уже немного спокойнее.
Мне кажется, на примере спорта это можно видеть ярче всего. "Я промахнулся 9000 раз за свою карьеру. Я проиграл почти 300 игр", — неудачника, который произнес эти слова, зовут Майкл Джордан. И я уверен: когда Майкл промахивался, его это не радовало, но каждый бросок был настолько маленьким продолжением его личности, что он уже не позволял одному промаху сломать себя. Игра — это уже более серьезно, но и их в его карьере было достаточно, чтобы поражения воспринимались как детали большого процесса.
А вот вылеты в плей-офф, не сомневаюсь, были болезненными даже для того, чье место на баскетбольном Олимпе неоспоримо. Плей-офф завершается для игрока не больше двух десятков раз за карьеру: ставки высоки, обрасти кожей носорога не получится.
Для каждого из нас есть те проекты, которые слишком велики, чтобы о них не переживать. Но можно быть Майклом Джорданом, который переживает из-за очередной встречи с Ларри Бердом в играх на вылет — а можно остановиться на уровне школьника, который в решающий момент отдает пас вместо совершения свободного броска — потому что у него затряслись руки и он не может себе позволить промахнуться. Я, кстати, однажды был таким школьником — 18 лет назад! До сих пор думаю, что играл как лох — лучше бы бросал по кольцу и промахивался.
Чем больше масштаб проектов, которые вы делаете, тем большие провалы вам грозят. Тем меньше шанс, что вы уже с этим сталкивались; ещё меньше шанс, что у вас это уже получалось. Но повторение того же самого проекта с опытом провала — это возможность наступить на новые грабли. В конце концов, при должном усердии однажды вы перевернете все грабли вокруг себя — и вам останется только смириться с собственным успехом.
Все они действовали в условиях неопределенности. Сергей Бубка установил 35 мировых рекордов в прыжках с шестом — из всех спортсменов я выбрал его, потому что мне кажется, что в прыжках с шестом есть что-то жуткое и красивое: силой своего тела взлететь на высоту двухэтажного дома — и упасть с нее.
35 раз Сергей успешно совершал прыжок, который не гарантировал ему удачи. Сколько раз он совершал подобные прыжки безуспешно — я даже не попытаюсь угадать. Более того, в случае Бубки он не только не знал, получится ли у него: он ещё и понимал, что у других точно не получится.
Юрий Гагарин сел на десятиэтажный топливный бак и полетел в космос. Ну потому что собаки же уже летали и некоторые даже возвращались. Мозг первого полета в космос — это, конечно, Сергей Королёв. Но вот сердце и нервы — Юрий Гагарин. Он был летчиком-испытателем, и раз за разом он проверял: а вот так эта штука умеет? Он не мог быть уверенным в результате. И как мы знаем, к сожалению, один из полетов стал для него смертельным.
Наконец, поручик Ржевский. Странная компания, да? Но вспомним анекдот:
— Поручик, как вам удается добиваться успеха у стольких женщин?
— Все очень просто, я подхожу и спрашиваю: "Мадам, можно вам впердолить?"
— Но ведь так можно и пощечину получить!
— Можно. А можно и впердолить.
Все трое проявляют одну прекрасную черту характера: принимают вероятность провала как разновидность нормы. У меня вот с этой чертой хуже, я провалов боюсь.
В общем, сегодняшний пост — о том как перестать бояться и полюбить атомную бомбу.
Каждый человек, особенно творческий, немножко нарцисс, и любой проект — это продолжение вашего "я". Причем под проектом я здесь понимаю примерно любую деятельность, за которую вы беретесь: спортивный матч, романтические отношения, новая работа или же бизнес-проект в классическом смысле слова. Что бы из этого ни провалилось — оно ощущается как личная боль, как укор в ваш адрес, это именно вы "недостаточны".
Хорошая новость в том, что на самом деле вы не можете провалиться в принципе. Ну если только не бродите по вьетнамским джунглям, где гуки вырыли для вас яму. И вот если вы отделяете свою успешность от успешности очередного проекта — на его провал можно смотреть уже немного спокойнее.
Мне кажется, на примере спорта это можно видеть ярче всего. "Я промахнулся 9000 раз за свою карьеру. Я проиграл почти 300 игр", — неудачника, который произнес эти слова, зовут Майкл Джордан. И я уверен: когда Майкл промахивался, его это не радовало, но каждый бросок был настолько маленьким продолжением его личности, что он уже не позволял одному промаху сломать себя. Игра — это уже более серьезно, но и их в его карьере было достаточно, чтобы поражения воспринимались как детали большого процесса.
А вот вылеты в плей-офф, не сомневаюсь, были болезненными даже для того, чье место на баскетбольном Олимпе неоспоримо. Плей-офф завершается для игрока не больше двух десятков раз за карьеру: ставки высоки, обрасти кожей носорога не получится.
Для каждого из нас есть те проекты, которые слишком велики, чтобы о них не переживать. Но можно быть Майклом Джорданом, который переживает из-за очередной встречи с Ларри Бердом в играх на вылет — а можно остановиться на уровне школьника, который в решающий момент отдает пас вместо совершения свободного броска — потому что у него затряслись руки и он не может себе позволить промахнуться. Я, кстати, однажды был таким школьником — 18 лет назад! До сих пор думаю, что играл как лох — лучше бы бросал по кольцу и промахивался.
Чем больше масштаб проектов, которые вы делаете, тем большие провалы вам грозят. Тем меньше шанс, что вы уже с этим сталкивались; ещё меньше шанс, что у вас это уже получалось. Но повторение того же самого проекта с опытом провала — это возможность наступить на новые грабли. В конце концов, при должном усердии однажды вы перевернете все грабли вокруг себя — и вам останется только смириться с собственным успехом.
❤12👍3🔥2
Я на этой неделе запустил продажу туров в рамках Вастрик клуба — проект с бюджетом больше 10 тысяч евро. Я ни разу такого раньше не делал и если бы вы знали, как сильно я боюсь того, что из этого выйдет.
А что если билеты не купят? А что если купят, но я что-то не успею сделать? А если купят, я сделаю все что пообещал, но людям не понравится? А если я не рассчитал цены правильно и мероприятие пройдет в убыток?
У меня есть десяток вот этих "если", на которые я смотрю с глазами, в которых полно ужаса. Но глаза боятся руки делают, и я общаюсь с Вастриком, моим любимым баром, винодельнями, отелями, транспортными компаниями — и продолжаю делать свой прыжок веры. Мне очень страшно, проваливаться — отстой.
Господи, насколько легче постоянно прокрастинировать и откладывать сложные решения! Не участвовать в турнире с сильными игроками. Не знакомиться с красоткой или красавчиком. Сделать вид, что заболел, чтобы отменить собеседование на должность, на которую раньше не подавался. Снова заговорить с официантом по-английски, а не на местном языке, который учишь уже год.
Но я очень твердо верю: если ты никогда не боишься провалиться — значит ты делаешь меньше, чем то, на что способен.
P. S. У меня есть чат, в котором моя подруга читает черновики постов и она резонно спросила: а где ссылка на продажу? Так вот, пока что я надеюсь, что мне удастся собрать аудиторию среди клубней. Но если вы есть в Вастрик Клубе и вас это заинтересовало — дополнительно выложу ссылку в комментарии.
А что если билеты не купят? А что если купят, но я что-то не успею сделать? А если купят, я сделаю все что пообещал, но людям не понравится? А если я не рассчитал цены правильно и мероприятие пройдет в убыток?
У меня есть десяток вот этих "если", на которые я смотрю с глазами, в которых полно ужаса. Но глаза боятся руки делают, и я общаюсь с Вастриком, моим любимым баром, винодельнями, отелями, транспортными компаниями — и продолжаю делать свой прыжок веры. Мне очень страшно, проваливаться — отстой.
Господи, насколько легче постоянно прокрастинировать и откладывать сложные решения! Не участвовать в турнире с сильными игроками. Не знакомиться с красоткой или красавчиком. Сделать вид, что заболел, чтобы отменить собеседование на должность, на которую раньше не подавался. Снова заговорить с официантом по-английски, а не на местном языке, который учишь уже год.
Но я очень твердо верю: если ты никогда не боишься провалиться — значит ты делаешь меньше, чем то, на что способен.
P. S. У меня есть чат, в котором моя подруга читает черновики постов и она резонно спросила: а где ссылка на продажу? Так вот, пока что я надеюсь, что мне удастся собрать аудиторию среди клубней. Но если вы есть в Вастрик Клубе и вас это заинтересовало — дополнительно выложу ссылку в комментарии.
❤12👍3
Я прокрастинировал написание этого поста 2 месяца!
В итоге до того как я его написал, я успел переделать сайт, перенести его на новый домен, переделать ещё раз — и написать текст в новой админке.
Наконец-то итоги моего 2025 готовы, но они слишком большие по меркам телеграма + мне хотелось вставить целых две фотографии — так что они на сайте. В двух с половиной тысячах слов я рассказал о работе, открытии компании, отдыхе, намёке на романтику и, конечно, искусственном интеллекте в моей жизни.
Следующим текстом будут мои планы на 2026 — которые уже изрядно этим годом были скорректированы. Если коротко, то скажу одну вещь: жить страшно интересно.
https://www.aboutmisha.com/texts/my-2025
В итоге до того как я его написал, я успел переделать сайт, перенести его на новый домен, переделать ещё раз — и написать текст в новой админке.
Наконец-то итоги моего 2025 готовы, но они слишком большие по меркам телеграма + мне хотелось вставить целых две фотографии — так что они на сайте. В двух с половиной тысячах слов я рассказал о работе, открытии компании, отдыхе, намёке на романтику и, конечно, искусственном интеллекте в моей жизни.
Следующим текстом будут мои планы на 2026 — которые уже изрядно этим годом были скорректированы. Если коротко, то скажу одну вещь: жить страшно интересно.
https://www.aboutmisha.com/texts/my-2025
👍4❤2👏2
Как и обещал, делюсь планами на 2026:
https://www.aboutmisha.com/texts/2026-plans-ru
Надеюсь, что справлюсь!
https://www.aboutmisha.com/texts/2026-plans-ru
Надеюсь, что справлюсь!
Aboutmisha
Планы на 2026
Я пишу об этих планах спустя 2 месяца после начала года — и мне кажется, что если бы я написал о своих планах в декабре, я бы рисковал не учесть очень многих мо…
🏆4☃1
Есть такая шутка про типичный вопрос на собеседовании:
— Назовите ваши отрицательные качества.
— Я трудоголик.
В общественном сознании быть трудоголиком — это что-то от сверхлюдей, этакие мегачеды, которые в отличие от лежебок познали жизнь и стремятся к пятилетке за три года. И сотрудник-трудоголик — это мечта работодателя.
Я расскажу, что такое трудоголизм.
Сначала — о том, как его продают.
За февраль, когда я не заработал ни копейки, я проработал над своими проектами примерно 240 часов. Как я это понимаю? Я лежал 4 дня, а в остальные дни я работал примерно по 10 часов в день.
Я искренне считал это отдыхом, но по факту я постоянно находился в режиме принятия решений.
За прошлые 2 недели я при помощи Клода написал 135 тысяч строк кода и удалил 40 тысяч. Я переписал два личных сайта, допилил сайт проекта, добавил архитектуру по добавлению новых проектов на сайт, запустил нового бота (о нем расскажу завтра), а также два проекта находятся в активной разработке.
Я писал тексты, снимал видео, вышел на режим 1 текста в день в LinkedIn.
А, совсем забыл, ещё я написал себе скрапер Линкедина и бота, который присылает мне обновления, когда появляются дешевые авиабилеты.
Всё это было отдыхом, потому что "ну я же не занимался холодными продажами в это время".
А теперь о том, какие проблемы это несет.
У меня полностью сбитый режим. Да, сейчас это не критично, поскольку встречи с людьми не так важны, но если у меня есть хотя бы какая-то запланированная встреча — это страшно, потому что за 48 часов до этой встречи я не буду иметь ни малейшего понятия, в какое время я буду спать. Вчера я спал с 6 до 16, сегодня — с 10 до 14.
Хуже сбитого режима — мозг попросту не умеет уходить в "отдых". Я уже сказал, что спал с 10 часов. Пытался заснуть я с 5 часов, но я не мог остановить поток мыслей: от недоделанной задачи в проекте и идеи этой самой заметки до руминаций о том, что в своей жизни я сделал не так, что было, что будет и о том, чему никогда не суждено быть.
Проблема с мозгом, который не умеет отдыхать, — это не только про сложность с засыпанием. Это ещё про проблемы с получением простого дофамина. Я практически не умею получать удовольствие, когда я не продуктивен. Мой максимум — немножко рилзов и пара тупых игр. Созерцательные удовольствия мне недоступны. Удовольствие потребления по большей части тоже — мне критически важно что-то создавать, именно поэтому я постоянно ухожу в творчество.
Мой мозг почти всегда работает в состоянии, которого люди пытаются достичь при помощи стимуляторов. Собственно, огромные выбросы дофамина и норадреналина — это то, на чем едет любое творчество в состоянии потока. Но представьте себе расслабленного метамфетаминового торчка — звучит как oxymoron. Но если чувак на стимах может с них соскочить, то мой способ соскочить — это довести себя до изнеможения, когда остаётся только лежать (см. начало поста — именно поэтому в феврале у меня 240 часов работы, а не 280).
Так что я бы не сказал, что шутка про трудоголизм — это такая уж шутка. Не уметь остановиться во время работы — это проблема и с ней не очень весело жить.
— Назовите ваши отрицательные качества.
— Я трудоголик.
В общественном сознании быть трудоголиком — это что-то от сверхлюдей, этакие мегачеды, которые в отличие от лежебок познали жизнь и стремятся к пятилетке за три года. И сотрудник-трудоголик — это мечта работодателя.
Я расскажу, что такое трудоголизм.
Сначала — о том, как его продают.
За февраль, когда я не заработал ни копейки, я проработал над своими проектами примерно 240 часов. Как я это понимаю? Я лежал 4 дня, а в остальные дни я работал примерно по 10 часов в день.
Я искренне считал это отдыхом, но по факту я постоянно находился в режиме принятия решений.
За прошлые 2 недели я при помощи Клода написал 135 тысяч строк кода и удалил 40 тысяч. Я переписал два личных сайта, допилил сайт проекта, добавил архитектуру по добавлению новых проектов на сайт, запустил нового бота (о нем расскажу завтра), а также два проекта находятся в активной разработке.
Я писал тексты, снимал видео, вышел на режим 1 текста в день в LinkedIn.
А, совсем забыл, ещё я написал себе скрапер Линкедина и бота, который присылает мне обновления, когда появляются дешевые авиабилеты.
Всё это было отдыхом, потому что "ну я же не занимался холодными продажами в это время".
А теперь о том, какие проблемы это несет.
У меня полностью сбитый режим. Да, сейчас это не критично, поскольку встречи с людьми не так важны, но если у меня есть хотя бы какая-то запланированная встреча — это страшно, потому что за 48 часов до этой встречи я не буду иметь ни малейшего понятия, в какое время я буду спать. Вчера я спал с 6 до 16, сегодня — с 10 до 14.
Хуже сбитого режима — мозг попросту не умеет уходить в "отдых". Я уже сказал, что спал с 10 часов. Пытался заснуть я с 5 часов, но я не мог остановить поток мыслей: от недоделанной задачи в проекте и идеи этой самой заметки до руминаций о том, что в своей жизни я сделал не так, что было, что будет и о том, чему никогда не суждено быть.
Проблема с мозгом, который не умеет отдыхать, — это не только про сложность с засыпанием. Это ещё про проблемы с получением простого дофамина. Я практически не умею получать удовольствие, когда я не продуктивен. Мой максимум — немножко рилзов и пара тупых игр. Созерцательные удовольствия мне недоступны. Удовольствие потребления по большей части тоже — мне критически важно что-то создавать, именно поэтому я постоянно ухожу в творчество.
Мой мозг почти всегда работает в состоянии, которого люди пытаются достичь при помощи стимуляторов. Собственно, огромные выбросы дофамина и норадреналина — это то, на чем едет любое творчество в состоянии потока. Но представьте себе расслабленного метамфетаминового торчка — звучит как oxymoron. Но если чувак на стимах может с них соскочить, то мой способ соскочить — это довести себя до изнеможения, когда остаётся только лежать (см. начало поста — именно поэтому в феврале у меня 240 часов работы, а не 280).
Так что я бы не сказал, что шутка про трудоголизм — это такая уж шутка. Не уметь остановиться во время работы — это проблема и с ней не очень весело жить.
🙏6❤3👍3
Обещал вчера рассказать о боте. Он реально неплох, поэтому надеюсь, что с его же помощью я смогу выложить пост.
Бота зовут Writer Shadow — не потому что он пишет за вас, а потому что он ваша тень.
Это, конечно, смешно звучит после вчерашнего поста о трудоголизме, но иногда у меня бывает страх пустого листа, и если вы пишете блог, то у вас он тоже бывает.
Этот бот позволяет минимизировать трение на пути от мысли к посту.
1. Раз в день он напоминает вам, что нужно о чем-то писать.
2. Если вы скормили ему историю постов из своего блога (сорри, технические ограничения не дают боту прочитать текст в прошлом) или он с вами уже давно — он подскажет вам при помощи иишки о чем писать. Он не напишет текст за вас: я против нейрослопа. Но он посмотрит, о чем выписали, и поможет с новой темой.
3. Не можете написать весь пост целиком? Напишите боту черновик, он его сохранит, а потом вы сможете собрать пост из разных кусочков.
4. Наконец, бот поможет этот текст запостить.
5. Ну и поскольку цель бота — приучить вас писать каждый день, что важно для любого творческого человека (потому что вдохновение приходит во время труда, а не само по себе) — он раз в неделю расскажет вам, как вы с этим всем справляетесь.
На данный момент AI-powered у бота только одна фича, а именно — как я и сказал выше, он умеет посмотреть на ваши тексты и подсказать, о чем еще писать.
Делает он это тремя способами:
1. Бесплатно при помощи вашего ключа, созданного на groq — ключ тоже бесплатный
2. Бесплатно при помощи вашего ключа от Anthropic — вот тут ключ платный.
3. Платно при подключении моего ключа.
Буквально три модели оптимизации цены: цена > качество > сервис, качество > цена > сервис, сервис > качество > цена.
В будущем планирую развивать подписку в этом боте, но в целом его бесплатная версия мне самому очень полезна, так что советую использовать, если вы пишете в блог, но хотели бы писать чаще.
Бота зовут Writer Shadow — не потому что он пишет за вас, а потому что он ваша тень.
Это, конечно, смешно звучит после вчерашнего поста о трудоголизме, но иногда у меня бывает страх пустого листа, и если вы пишете блог, то у вас он тоже бывает.
Этот бот позволяет минимизировать трение на пути от мысли к посту.
1. Раз в день он напоминает вам, что нужно о чем-то писать.
2. Если вы скормили ему историю постов из своего блога (сорри, технические ограничения не дают боту прочитать текст в прошлом) или он с вами уже давно — он подскажет вам при помощи иишки о чем писать. Он не напишет текст за вас: я против нейрослопа. Но он посмотрит, о чем выписали, и поможет с новой темой.
3. Не можете написать весь пост целиком? Напишите боту черновик, он его сохранит, а потом вы сможете собрать пост из разных кусочков.
4. Наконец, бот поможет этот текст запостить.
5. Ну и поскольку цель бота — приучить вас писать каждый день, что важно для любого творческого человека (потому что вдохновение приходит во время труда, а не само по себе) — он раз в неделю расскажет вам, как вы с этим всем справляетесь.
На данный момент AI-powered у бота только одна фича, а именно — как я и сказал выше, он умеет посмотреть на ваши тексты и подсказать, о чем еще писать.
Делает он это тремя способами:
1. Бесплатно при помощи вашего ключа, созданного на groq — ключ тоже бесплатный
2. Бесплатно при помощи вашего ключа от Anthropic — вот тут ключ платный.
3. Платно при подключении моего ключа.
Буквально три модели оптимизации цены: цена > качество > сервис, качество > цена > сервис, сервис > качество > цена.
В будущем планирую развивать подписку в этом боте, но в целом его бесплатная версия мне самому очень полезна, так что советую использовать, если вы пишете в блог, но хотели бы писать чаще.
🔥5
Письмо эмигранту
Недавно в зале я столкнулся с неприятным чуваком. Скажу честно, присутствовал эффект ореола: он сидел с одухотворенным лицом в сауне в позе лотоса и напрягал все свои мышцы и 8 процентов жира. Но бесил он не этим. Он, закончив свое одухотворенное сидение, подошёл к парню (назову его здесь Али), который обсуждал футбол, и стал на него наезжать: дескать, этот парень не соблюдает правила, разговаривая в сауне. Правил таких нет — по крайней мере в правилах зала. В правилах этикета — черт знает. Но я точно знаю: ни с каким этикетом не согласуется подойти к другому человеку и при всех начать поучать его с позиции старшего.
Когда одухотворенное лицо покинуло сауну, пара ребят сказали Али, что все нормально. А он рассказал, что этот тип уже делал замечания ему и его другу по другим поводам, значительность которых тоже была под сомнением. Но самое мерзкое — этот человек говорил фразу в духе: "Ты гость в моей стране, ты должен соблюдать наши правила".
Во-первых, огромное число венгров разговаривает в саунах. Это культура, алло!
А во-вторых, Али не гость. И я не гость. И вы, если приехали в чужую страну жить, учиться, работать — тоже не гость.
Мы мигранты. В отличие от граждан нам понадобилось доказать чужой стране, что мы ей нужны. В отличие от граждан, нам приходится подтверждать это с определенной регулярностью.
Я люблю Венгрию, люблю ее сердцем и душой. Но я здесь не гость и Венгрия не сделала мне милость, приняв меня. Мы заключили сделку — ту, которая мне не была представлена по праву рождения; ту, которая была взаимной.
Недавно в зале я столкнулся с неприятным чуваком. Скажу честно, присутствовал эффект ореола: он сидел с одухотворенным лицом в сауне в позе лотоса и напрягал все свои мышцы и 8 процентов жира. Но бесил он не этим. Он, закончив свое одухотворенное сидение, подошёл к парню (назову его здесь Али), который обсуждал футбол, и стал на него наезжать: дескать, этот парень не соблюдает правила, разговаривая в сауне. Правил таких нет — по крайней мере в правилах зала. В правилах этикета — черт знает. Но я точно знаю: ни с каким этикетом не согласуется подойти к другому человеку и при всех начать поучать его с позиции старшего.
Когда одухотворенное лицо покинуло сауну, пара ребят сказали Али, что все нормально. А он рассказал, что этот тип уже делал замечания ему и его другу по другим поводам, значительность которых тоже была под сомнением. Но самое мерзкое — этот человек говорил фразу в духе: "Ты гость в моей стране, ты должен соблюдать наши правила".
Во-первых, огромное число венгров разговаривает в саунах. Это культура, алло!
А во-вторых, Али не гость. И я не гость. И вы, если приехали в чужую страну жить, учиться, работать — тоже не гость.
Мы мигранты. В отличие от граждан нам понадобилось доказать чужой стране, что мы ей нужны. В отличие от граждан, нам приходится подтверждать это с определенной регулярностью.
Я люблю Венгрию, люблю ее сердцем и душой. Но я здесь не гость и Венгрия не сделала мне милость, приняв меня. Мы заключили сделку — ту, которая мне не была представлена по праву рождения; ту, которая была взаимной.
❤16👍3
И любой другой (легальный) мигрант в стране — это человек, который заключил аналогичную сделку. И этим можно гордиться.
Я часто вижу в родной русской культуре неприязнь к мигрантам, но любая страна принимает мигрантов не просто так. Мы, как правило, выполняем ту работу, которую местные за эти деньги выполнять не согласны. Или которую местные выполнить в принципе не могут — ну или попросту местных недостаточно.
Многие из нас стремятся интегрироваться в местную культуру, найти точки соприкосновения — и абсолютное меньшинство стремится нарушать закон. Не из какого-то особенного мигрантского человеколюбия — просто мы прекрасно понимаем, что мы на карандашике намного больше, чем любые местные. У нас намного более высокие ставки.
Кто-то из нас создаёт бизнесы. Потому что когда ты проходишь через бюрократию, когда в тебе сосуществуют как минимум две культуры, когда ты тратишь огромное количество сил просто чтобы стать "своим" — ты учишься работать на скорости, которая очень хорошо потом ложится в управление бизнесом. Мы вырабатываем навык решать проблемы — а этот навык ВНЕЗАПНО прекрасно монетизируется.
Я видел в родной русской культуре стыд за свою миграцию перед страной, в которую мы переехали. Мол, "спасибо, светлоликие белые человеки, что нас немытых пустили и разрешили сбоку пожить". И это не многим лучше, чем шовинизм по отношению к мигрантам в своей стране. Нет, я не предлагаю говорить "мы лучше, чем местные" — как раз напротив. Я предлагаю говорить: мы равны. Мы бы не поехали в чужую страну, если бы в ней не было преимуществ. Но и чужая страна не пустила бы нас, если бы мы не были ей нужны!
Именно поэтому я всегда рад прочитать новости, когда люди побеждают в судах против государства, в том числе мигранты, которые добиваются пересмотра решений по ВНЖ/ПМЖ/обретению гражданства — или даже пересмотра законов. Я в целом всегда на стороне человека против государства, но в случае с мигрантами я радуюсь вдвойне: во-первых, потому что мы менее защищены; во-вторых, потому что слишком многие мигранты думают "ну я человек второго сорта, нечего тут оспаривать".
Я не живу в США, но я хотел бы закончить словами об этой стране. Как и весь Новый Свет, США — это страна мигрантов. Гигантский плавильный котёл. Экономическая мощь США зиждется в том числе на том, что каждый приносил часть своей культуры — и единственное, что объединяло вообще всех — это авантюризм, способность бросить в какой-то момент всё и уехать на другой край света. Кто-то бросал дом, в который пришла война и еле цеплялся за возможности. Кто-то бросал отличную работу, социальный капитал и превращал свой солидный банковский счёт в просто "хватит на пару лет" — ради ещё лучшей работы. Кто-то уезжал, создав в своей стране работающий бизнес, чтобы его дети получили лучшее образование. Но любой мигрант — это авантюрист.
Миграция — это звучит гордо. Не соглашайтесь быть людьми второго сорта и не давайте ни одному говнюку в сауне вас задеть.
Я часто вижу в родной русской культуре неприязнь к мигрантам, но любая страна принимает мигрантов не просто так. Мы, как правило, выполняем ту работу, которую местные за эти деньги выполнять не согласны. Или которую местные выполнить в принципе не могут — ну или попросту местных недостаточно.
Многие из нас стремятся интегрироваться в местную культуру, найти точки соприкосновения — и абсолютное меньшинство стремится нарушать закон. Не из какого-то особенного мигрантского человеколюбия — просто мы прекрасно понимаем, что мы на карандашике намного больше, чем любые местные. У нас намного более высокие ставки.
Кто-то из нас создаёт бизнесы. Потому что когда ты проходишь через бюрократию, когда в тебе сосуществуют как минимум две культуры, когда ты тратишь огромное количество сил просто чтобы стать "своим" — ты учишься работать на скорости, которая очень хорошо потом ложится в управление бизнесом. Мы вырабатываем навык решать проблемы — а этот навык ВНЕЗАПНО прекрасно монетизируется.
Я видел в родной русской культуре стыд за свою миграцию перед страной, в которую мы переехали. Мол, "спасибо, светлоликие белые человеки, что нас немытых пустили и разрешили сбоку пожить". И это не многим лучше, чем шовинизм по отношению к мигрантам в своей стране. Нет, я не предлагаю говорить "мы лучше, чем местные" — как раз напротив. Я предлагаю говорить: мы равны. Мы бы не поехали в чужую страну, если бы в ней не было преимуществ. Но и чужая страна не пустила бы нас, если бы мы не были ей нужны!
Именно поэтому я всегда рад прочитать новости, когда люди побеждают в судах против государства, в том числе мигранты, которые добиваются пересмотра решений по ВНЖ/ПМЖ/обретению гражданства — или даже пересмотра законов. Я в целом всегда на стороне человека против государства, но в случае с мигрантами я радуюсь вдвойне: во-первых, потому что мы менее защищены; во-вторых, потому что слишком многие мигранты думают "ну я человек второго сорта, нечего тут оспаривать".
Я не живу в США, но я хотел бы закончить словами об этой стране. Как и весь Новый Свет, США — это страна мигрантов. Гигантский плавильный котёл. Экономическая мощь США зиждется в том числе на том, что каждый приносил часть своей культуры — и единственное, что объединяло вообще всех — это авантюризм, способность бросить в какой-то момент всё и уехать на другой край света. Кто-то бросал дом, в который пришла война и еле цеплялся за возможности. Кто-то бросал отличную работу, социальный капитал и превращал свой солидный банковский счёт в просто "хватит на пару лет" — ради ещё лучшей работы. Кто-то уезжал, создав в своей стране работающий бизнес, чтобы его дети получили лучшее образование. Но любой мигрант — это авантюрист.
Миграция — это звучит гордо. Не соглашайтесь быть людьми второго сорта и не давайте ни одному говнюку в сауне вас задеть.
❤19👍2
Если бы я был умным и планирующим блогером, то я бы обязательно по-разному спланировал этот пост в threads, здесь и, например, в LinkedIn.
Но я думаю: о, я нашёл прикольную штуку — и хочу ей поделиться сразу же, когда я ее нашел.
Так вот, залезайте под душ в вашей домашней одежде.
У меня нет доказательств, что я это сделал, кроме фотографии мокрой одежды (а второй раз я не полезу под душ, чтобы селфи делать). Но вы задумывались, что вы не знаете, как ощущается тёплая мокрая одежда на вашем теле? Именно тёплая и мокрая, не холодная из-под ливня и ветра, а вот эта — в абсолютно неестественных для одежды условиях: когда вы просто взяли и залезли в домашней одежде под душ?
Флиска ощущается особенно непередаваемо.
Но я думаю: о, я нашёл прикольную штуку — и хочу ей поделиться сразу же, когда я ее нашел.
Так вот, залезайте под душ в вашей домашней одежде.
У меня нет доказательств, что я это сделал, кроме фотографии мокрой одежды (а второй раз я не полезу под душ, чтобы селфи делать). Но вы задумывались, что вы не знаете, как ощущается тёплая мокрая одежда на вашем теле? Именно тёплая и мокрая, не холодная из-под ливня и ветра, а вот эта — в абсолютно неестественных для одежды условиях: когда вы просто взяли и залезли в домашней одежде под душ?
Флиска ощущается особенно непередаваемо.
🤩5😁2
На днях обсуждали в чате блогеров, зачем нужен блог. Меня удивило, что довольно многие воспринимают блог как средство заработка / конверсии.
В общем, отговариваю от вас от ведения блога. Писать нужно ровно в одном случае — когда не писать не получается. Может ли блог как у меня приносить деньги? В теории да, но смотрите, тут разные пути.
Путь 1: реклама и / или премиум подписка. Самый простой и прямолинейный способ. Проблема: телеграм для этого не подходит, то есть по сути вы совершаете работу не в блоге, а на сторонних площадках, чтобы привести людей к себе, сделать их лояльными, а потом монетизировать. В целом единственная причина, почему вам здесь нужен блог в телеге — к платным ссылкам сторонние платформы относятся ещё хуже, чем просто к ссылке на блог. Ну и аудитория там тоже.
Путь 2 — профессиональный блог. То есть вы ведёте блог, люди читают, понимают, что вы крутой профессионал, и решают вам платить.
И тут есть сразу 2 жирных минуса:
- У такого контента нет души. Понимаете, когда вы профессионал, вам нужно публиковаться на площадках, где вы получите широкие охваты, а не глубокие. А это, в свою очередь, значит, что вам нужно писать об одном и том же, раз за разом. Вы, может, уже хотите рассказать о чем-то ещё — потому что вы чувствуете ответственность перед читателями, потому что вам самому интересно — ан нет, нужно в сотый раз повторять свою одну-единственную мысль. Почему так? Потому что ваша задача — попасть в контентную ленту к лицам, принимающим решения. Ваша задача — чтобы каждый ваш пост был продающим, потому что когда кто-то зайдет в ваш блог, он прочитает верхний пост — и оценит вас по нему. Если там будет нетематический контент — вы проиграли.
- Ну и главное: блог не заменяет вам продажи, а только усиливает их. Если вы посмотрите на мой LinkedIn, тексты в нём будут намного хуже, чем здесь, но и они не продают. Просто они формируют у CEO / COO / CPO / фаундеров впечатление, что я что-то знаю. Когда я говорю им: давайте поговорим, как я могу улучшить вашу игру, они видят мой сетап: тексты, хороший сайт, профессиональный фон на созвонах. Но мне всё ещё приходится приходить к ним и задавать кринжовые вопросы.
Короче, ребят, мой вам совет:
пишите в блог тогда, когда хотите писать. В остальных случаях вы изнасилуете себя в мозг, а читателя — в глаза.
В общем, отговариваю от вас от ведения блога. Писать нужно ровно в одном случае — когда не писать не получается. Может ли блог как у меня приносить деньги? В теории да, но смотрите, тут разные пути.
Путь 1: реклама и / или премиум подписка. Самый простой и прямолинейный способ. Проблема: телеграм для этого не подходит, то есть по сути вы совершаете работу не в блоге, а на сторонних площадках, чтобы привести людей к себе, сделать их лояльными, а потом монетизировать. В целом единственная причина, почему вам здесь нужен блог в телеге — к платным ссылкам сторонние платформы относятся ещё хуже, чем просто к ссылке на блог. Ну и аудитория там тоже.
Путь 2 — профессиональный блог. То есть вы ведёте блог, люди читают, понимают, что вы крутой профессионал, и решают вам платить.
И тут есть сразу 2 жирных минуса:
- У такого контента нет души. Понимаете, когда вы профессионал, вам нужно публиковаться на площадках, где вы получите широкие охваты, а не глубокие. А это, в свою очередь, значит, что вам нужно писать об одном и том же, раз за разом. Вы, может, уже хотите рассказать о чем-то ещё — потому что вы чувствуете ответственность перед читателями, потому что вам самому интересно — ан нет, нужно в сотый раз повторять свою одну-единственную мысль. Почему так? Потому что ваша задача — попасть в контентную ленту к лицам, принимающим решения. Ваша задача — чтобы каждый ваш пост был продающим, потому что когда кто-то зайдет в ваш блог, он прочитает верхний пост — и оценит вас по нему. Если там будет нетематический контент — вы проиграли.
- Ну и главное: блог не заменяет вам продажи, а только усиливает их. Если вы посмотрите на мой LinkedIn, тексты в нём будут намного хуже, чем здесь, но и они не продают. Просто они формируют у CEO / COO / CPO / фаундеров впечатление, что я что-то знаю. Когда я говорю им: давайте поговорим, как я могу улучшить вашу игру, они видят мой сетап: тексты, хороший сайт, профессиональный фон на созвонах. Но мне всё ещё приходится приходить к ним и задавать кринжовые вопросы.
Короче, ребят, мой вам совет:
пишите в блог тогда, когда хотите писать. В остальных случаях вы изнасилуете себя в мозг, а читателя — в глаза.
❤6🔥2
Миша пишет
Обещал вчера рассказать о боте. Он реально неплох, поэтому надеюсь, что с его же помощью я смогу выложить пост. Бота зовут Writer Shadow — не потому что он пишет за вас, а потому что он ваша тень. Это, конечно, смешно звучит после вчерашнего поста о трудоголизме…
Сегодня уже сделал первое обновление бота!
Ночью я внедрил несколько изменений:
🔑 Поскольку флоу с подключением своего ключа оказался сложным — я использую для всех пользователей по умолчанию бесплатный ключ.
#️⃣ Я довольно быстро осознал, что черновики иногда хочется писать на разные темы — поэтому в pro подписке добавлены ## теги. При постинге они автоматически удаляются.
🤖 Кроме того, можно включить автоматическую AI-разметку тегами.
⛓️ А ещё несколько черновиков можно объединить между собой при помощи AI-связок — если кажется, что им не хватает цельности. Это на случай, если вы пишете заметки, которые имеют общие темы, но если связать их вместе — то это не полноценный пост.
🤌 Немного про usability:
- Добавлена возможность удалить все черновики сразу
- Бот предлагает удалить черновики после публикации поста (автоматического удаления нет, потому что может быть неполное удобство)
- Добавлена команда /info — она очень полезная, потому что рассказывает, как использовать бота по максимуму.
- Исправлен баг, когда бот обрезал посты до максимума Телеграм, сейчас он умеет их разбивать.
💵 Все новые пользователи получают 14 дней доступа к новым AI-фичам — чтобы можно было понять, нужны они или нет.
Спасибо, что вы пользуетесь @writershadowbot!
Ночью я внедрил несколько изменений:
🔑 Поскольку флоу с подключением своего ключа оказался сложным — я использую для всех пользователей по умолчанию бесплатный ключ.
#️⃣ Я довольно быстро осознал, что черновики иногда хочется писать на разные темы — поэтому в pro подписке добавлены ## теги. При постинге они автоматически удаляются.
🤖 Кроме того, можно включить автоматическую AI-разметку тегами.
⛓️ А ещё несколько черновиков можно объединить между собой при помощи AI-связок — если кажется, что им не хватает цельности. Это на случай, если вы пишете заметки, которые имеют общие темы, но если связать их вместе — то это не полноценный пост.
🤌 Немного про usability:
- Добавлена возможность удалить все черновики сразу
- Бот предлагает удалить черновики после публикации поста (автоматического удаления нет, потому что может быть неполное удобство)
- Добавлена команда /info — она очень полезная, потому что рассказывает, как использовать бота по максимуму.
- Исправлен баг, когда бот обрезал посты до максимума Телеграм, сейчас он умеет их разбивать.
💵 Все новые пользователи получают 14 дней доступа к новым AI-фичам — чтобы можно было понять, нужны они или нет.
Спасибо, что вы пользуетесь @writershadowbot!
❤2
Одно из первых упражнений, которые мне дал психолог в КПТ, заключалось в том, чтобы задать себе вопрос: а если бы я не пошел на поводу у эмоций, то как бы я себя вел? Например, я понимал, что если бы я не занялся вечером саможаления, то я бы поиграл в Цивилизацию.
Этот вопрос изменил для меня жизнь на "до" и "после". Теперь каждый раз, когда я чувствую, что эмоции меня ведут, я задаю себе вопрос: а если бы не эти эмоции — что бы я делал сейчас? И в 90% случаев — я беру и делаю. Если бы я не боялся, то я бы залез в холодную воду. Ну что же, значит лезем. Если бы я не стеснялся, я бы подошел познакомиться — значит знакомлюсь. Если бы мне не было грустно — я бы пропылесосил. Принцип понятен.
В феврале были дни, когда я задавал себе вопрос: если бы я не чувствовал, что у меня нет сил, что бы я делал? Ответом было что-то в духе "приготовил бы обед", "написал бы 10 людям в LinkedIn" и так далее — и я продолжал лежать без сил и жалеть себя. Потому что осознания иногда недостаточно, иногда "мне сейчас хреново" — это примерно то же самое, что и температура или сломанная нога. "Если бы у меня не была сломана нога, я бы бежал марафон" — но ты не бежишь марафон со сломанной ногой.
В общем, инструмент — крайне полезный. И отдельно хороший тем, что он про понимание, а не про то, чтобы чего-то себя заставлять. Эмоции не особо поддаются контролю, поведение — намного больше контролируется, но даже с ним мы не всесильны.
Я встречал в рилзах другие вариации похожего вопроса или техники. Мне очень понравилась, например, такая: если что-то вас пугает или у вас нет какого-то навыка, свойства или умения — представьте себе, что вам нужно сыграть роль этого человека в течение дня. Все! Это не вы подходите к красотке или красавчику, не вы делаете холодную продажу и не вы выходите на сцену. Это делает кто-то, чью роль вы играете, кто не боится отказов или тишины зала. Вы просто одолжили личность на день — а завтра вы совершенно безнаказанно можете снова зассать.
Этот вопрос изменил для меня жизнь на "до" и "после". Теперь каждый раз, когда я чувствую, что эмоции меня ведут, я задаю себе вопрос: а если бы не эти эмоции — что бы я делал сейчас? И в 90% случаев — я беру и делаю. Если бы я не боялся, то я бы залез в холодную воду. Ну что же, значит лезем. Если бы я не стеснялся, я бы подошел познакомиться — значит знакомлюсь. Если бы мне не было грустно — я бы пропылесосил. Принцип понятен.
В феврале были дни, когда я задавал себе вопрос: если бы я не чувствовал, что у меня нет сил, что бы я делал? Ответом было что-то в духе "приготовил бы обед", "написал бы 10 людям в LinkedIn" и так далее — и я продолжал лежать без сил и жалеть себя. Потому что осознания иногда недостаточно, иногда "мне сейчас хреново" — это примерно то же самое, что и температура или сломанная нога. "Если бы у меня не была сломана нога, я бы бежал марафон" — но ты не бежишь марафон со сломанной ногой.
В общем, инструмент — крайне полезный. И отдельно хороший тем, что он про понимание, а не про то, чтобы чего-то себя заставлять. Эмоции не особо поддаются контролю, поведение — намного больше контролируется, но даже с ним мы не всесильны.
Я встречал в рилзах другие вариации похожего вопроса или техники. Мне очень понравилась, например, такая: если что-то вас пугает или у вас нет какого-то навыка, свойства или умения — представьте себе, что вам нужно сыграть роль этого человека в течение дня. Все! Это не вы подходите к красотке или красавчику, не вы делаете холодную продажу и не вы выходите на сцену. Это делает кто-то, чью роль вы играете, кто не боится отказов или тишины зала. Вы просто одолжили личность на день — а завтра вы совершенно безнаказанно можете снова зассать.
❤12👍4🔥4☃1🎄1
У моего любимого Марка Мэнсона есть пост (https://markmanson.net/risk — почему cmd + k на маке не вставляет ссылку? Надеюсь жопс в гробу крутится), начинающийся с того, что он — как и другие миллениалы — выглядел для родителей настоящим гением от мира техники. Он не боялся потыкать кнопочки туда-сюда на новом видеоплеере, а потом — когда нужно было что-то сделать — он брал и помогал старшему поколению.
Для меня как для продакт менеджера возможность потыкать кнопочки дал вайбкодинг. Понимаете, раньше, чтобы запустить проект, нужно было реально понимать техническую часть на уровне программиста. И не подумайте обо мне совсем плохо — программировать мне в своей жизни довелось на двузначном числе языков. Однажды я учил scala just for fun! Я даже на плюсах прогал, когда баловался с ардуино. Но вот чего я не умею — так это девопс. Я не понимаю как работают деплои, не умею в версионирование — то есть я могу сказать машине, что мне нужно, но не умею сделать так, чтобы это запускалось не через жопу.
А вайбкодинг позволяет мне запускать продукты и проекты и прочие фигулинки. И знаете что самое крутое? Он позволяет мне их ломать. Вот в понедельник я сделал апдейт бота. А потом оказалось, что это сломало отправку напоминаний. Я пофиксил ее, а потом узнал, что это откатило мой апдейт. А потом я фиксил уже это.
Это маленький, но рабочий продукт. Им пользуются 3 человека, зарегистрировались 26. Но пользуются!
На работе никто бы никогда не дал мне залезть моими руками в код. Никто не дал бы мне отвечать за деплои. А так я сделал хорошую вещь — и сам же ее ломаю. Вайбкод вернул меня в то состояние, когда я не боялся что-то сломать, потому что это что-то — мое. Сломаю — сам же и отвечаю. Самому же и чинить.
Так что если вы все еще сомневаетесь, хотите ли вы кодить при помощи AI — хотите. Ведь вы с большой вероятностью тоже любите тыкать и понимать, что такое сломать — и как это потом чинить.
Для меня как для продакт менеджера возможность потыкать кнопочки дал вайбкодинг. Понимаете, раньше, чтобы запустить проект, нужно было реально понимать техническую часть на уровне программиста. И не подумайте обо мне совсем плохо — программировать мне в своей жизни довелось на двузначном числе языков. Однажды я учил scala just for fun! Я даже на плюсах прогал, когда баловался с ардуино. Но вот чего я не умею — так это девопс. Я не понимаю как работают деплои, не умею в версионирование — то есть я могу сказать машине, что мне нужно, но не умею сделать так, чтобы это запускалось не через жопу.
А вайбкодинг позволяет мне запускать продукты и проекты и прочие фигулинки. И знаете что самое крутое? Он позволяет мне их ломать. Вот в понедельник я сделал апдейт бота. А потом оказалось, что это сломало отправку напоминаний. Я пофиксил ее, а потом узнал, что это откатило мой апдейт. А потом я фиксил уже это.
Это маленький, но рабочий продукт. Им пользуются 3 человека, зарегистрировались 26. Но пользуются!
На работе никто бы никогда не дал мне залезть моими руками в код. Никто не дал бы мне отвечать за деплои. А так я сделал хорошую вещь — и сам же ее ломаю. Вайбкод вернул меня в то состояние, когда я не боялся что-то сломать, потому что это что-то — мое. Сломаю — сам же и отвечаю. Самому же и чинить.
Так что если вы все еще сомневаетесь, хотите ли вы кодить при помощи AI — хотите. Ведь вы с большой вероятностью тоже любите тыкать и понимать, что такое сломать — и как это потом чинить.
Mark Manson
How To Break Hearts and Risk Losing Everything
Our emotions often paralyze us when we face the most important decisions of our lives. Learn how to break free.
🔥8👍1