В США есть такие опросы: народ спрашивают, легко ли им найти сейчас работу?
Синий график те, кто ответил, что тяжело. Белый те, кто ответил, что легко.
Сейчас белый график на историческом хае, а синий на историческом дне. Столько же было только на пике пузыря доткомов в 2000 году.
Практически в каждой из отраслей американского хозяйства на одно рабочее место приходится в среднем меньше одного свободного человека на рынке труда.
Экономика США сильна так же, как на пике своего триумфа после победы над СССР и рассвета глобализации?
Значит, рынкам еще расти и расти?
@peshock
Синий график те, кто ответил, что тяжело. Белый те, кто ответил, что легко.
Сейчас белый график на историческом хае, а синий на историческом дне. Столько же было только на пике пузыря доткомов в 2000 году.
Практически в каждой из отраслей американского хозяйства на одно рабочее место приходится в среднем меньше одного свободного человека на рынке труда.
Экономика США сильна так же, как на пике своего триумфа после победы над СССР и рассвета глобализации?
Значит, рынкам еще расти и расти?
@peshock
Казалось бы, такой дефицит кадров должен создать «рынок соискателя», когда не лучших, а просто каких угодно работников придется привлекать бОльшими зарплатами. А большие зарплаты - это больший спрос в экономике и еще большая инфляция, которой всех пугают уже полгода.
Есть ли на самом деле между этим связь?
Выше график. Синий - это инфляция в США. Белый - это разница между легкодоступными рабочими местами и труднодоступными. Когда график растет, значит легкодоступной работы в экономике много, когда падает - мало.
Так вот, до 2000-ых годов это правило работало. А потом перестало, связь развалилась. И сейчас имея признаки того, что США попадают в петлю стагфляции, связь будто бы снова возвращается.
Если она действительно установится, то многолетнему оверперформу американского рынка придет конец и наступит новый сырьевой суперцикл. Все как в 1970-ые. Все долги в долларах превратятся в горящую бумагу.
@peshock
Есть ли на самом деле между этим связь?
Выше график. Синий - это инфляция в США. Белый - это разница между легкодоступными рабочими местами и труднодоступными. Когда график растет, значит легкодоступной работы в экономике много, когда падает - мало.
Так вот, до 2000-ых годов это правило работало. А потом перестало, связь развалилась. И сейчас имея признаки того, что США попадают в петлю стагфляции, связь будто бы снова возвращается.
Если она действительно установится, то многолетнему оверперформу американского рынка придет конец и наступит новый сырьевой суперцикл. Все как в 1970-ые. Все долги в долларах превратятся в горящую бумагу.
@peshock
Подробная разбивка американской инфляции за последний год
Львиная доля - это все виды топлива и подержанные авто.
Логично, что американское правительство пытается всеми силами удержать нефтяной рынок в рамках 80 баксов за баррель.
Иначе рано или поздно трежерис станут просто никому не нужны и знаменитый американский дефицит бюджета станет камнем на шее тонущей экономики.
@peshock
Львиная доля - это все виды топлива и подержанные авто.
Логично, что американское правительство пытается всеми силами удержать нефтяной рынок в рамках 80 баксов за баррель.
Иначе рано или поздно трежерис станут просто никому не нужны и знаменитый американский дефицит бюджета станет камнем на шее тонущей экономики.
@peshock
Подписчик предложил подумать на тему американской военки.
Основная идея в том, что демократы, которые пришли к власти в США, по статистике гораздо воинственнее республиканцев и обычно каждые 4 года своего правления развязывали где-то войнушку.
К тому же сейчас на американцев полным ходом огрызаются как китайцы, так и наш Вовка (что-то там бормочет про ядерную войну).
В общем, все это благоприятная почва, чтобы американская оборонка получила новые заказы. Тем более что печатный станок в США никак не хочет останавливаться и отслюнявливает зеленые теперь вообще всем и на все, вплоть до борьбы за права лесбиянок в Индии.
Другой подписчик предложил следующий список компаний для этой оборонной подборки:
General Dynamics (тикер GD) - компания строит корабли и подводные лодки для флота, спутники, ракеты и еще кучу всего прочего. Рост за год 25% (пока немного и далеко от All time high), компания прибыльная, платит дивы. P/S = 1.4, P/E = 17, D EPS = $11.
Northrop Grumman (тикер NOC) — строят самолеты, космические аппараты, радары, системы ПВО. Рост за год 18% (уже близко к All time high), компания прибыльная, платит дивы. P/S = 1.5, P/E = 13.5, D EPS = $27.3.
Lockheed Martin (тикер LMT) — производит для армии боевые самолеты и разную космическую военщину. В 2013 году компания стала главным подрядчиком правительства США и получила 10% всего оборонного бюджета страны. Рост за год 3.5% (близко к All time high), компания прибыльная, платит дивы. P/S = 0.55 (компания стоит половину своей годовой выручки), P/E =7.3, D EPS = $28.7.
Все компании доступны неквалу на СПБ бирже.
Вообще, тема оружия и американцев очень интересна. Летом я брал под грядущие спорные выборы производителей стрелкового оружия Sturm Ruger и Smith & Wesson. И рост, и дивы (смотрите скрин внизу) получились на текущий момент неплохие. В общем, все как любит Филимонов)
Так что идея продолжать вкладывать в воинственных лесбиянок и черных из дем. партии США мне нравится. Стабильные компании, пилят бюджет, платят дивы, по мультипликаторам дешевые, прибыль на акцию растет. Давайте обсудим, какая из этих компаний перспективнее, может быть, есть еще подходящие компании?
Напоминаю, что в канале проходит перманентный конкурс на комментарий месяца. Лучшие (самые полезные) комментарии за месяц будут мной собраны, а после с помощью голосования в канале выберем победителя. Он получит денежный эквивалент одной акции Apple.
@peshock
Основная идея в том, что демократы, которые пришли к власти в США, по статистике гораздо воинственнее республиканцев и обычно каждые 4 года своего правления развязывали где-то войнушку.
К тому же сейчас на американцев полным ходом огрызаются как китайцы, так и наш Вовка (что-то там бормочет про ядерную войну).
В общем, все это благоприятная почва, чтобы американская оборонка получила новые заказы. Тем более что печатный станок в США никак не хочет останавливаться и отслюнявливает зеленые теперь вообще всем и на все, вплоть до борьбы за права лесбиянок в Индии.
Другой подписчик предложил следующий список компаний для этой оборонной подборки:
General Dynamics (тикер GD) - компания строит корабли и подводные лодки для флота, спутники, ракеты и еще кучу всего прочего. Рост за год 25% (пока немного и далеко от All time high), компания прибыльная, платит дивы. P/S = 1.4, P/E = 17, D EPS = $11.
Northrop Grumman (тикер NOC) — строят самолеты, космические аппараты, радары, системы ПВО. Рост за год 18% (уже близко к All time high), компания прибыльная, платит дивы. P/S = 1.5, P/E = 13.5, D EPS = $27.3.
Lockheed Martin (тикер LMT) — производит для армии боевые самолеты и разную космическую военщину. В 2013 году компания стала главным подрядчиком правительства США и получила 10% всего оборонного бюджета страны. Рост за год 3.5% (близко к All time high), компания прибыльная, платит дивы. P/S = 0.55 (компания стоит половину своей годовой выручки), P/E =7.3, D EPS = $28.7.
Все компании доступны неквалу на СПБ бирже.
Вообще, тема оружия и американцев очень интересна. Летом я брал под грядущие спорные выборы производителей стрелкового оружия Sturm Ruger и Smith & Wesson. И рост, и дивы (смотрите скрин внизу) получились на текущий момент неплохие. В общем, все как любит Филимонов)
Так что идея продолжать вкладывать в воинственных лесбиянок и черных из дем. партии США мне нравится. Стабильные компании, пилят бюджет, платят дивы, по мультипликаторам дешевые, прибыль на акцию растет. Давайте обсудим, какая из этих компаний перспективнее, может быть, есть еще подходящие компании?
Напоминаю, что в канале проходит перманентный конкурс на комментарий месяца. Лучшие (самые полезные) комментарии за месяц будут мной собраны, а после с помощью голосования в канале выберем победителя. Он получит денежный эквивалент одной акции Apple.
@peshock
Думаю, голосование за комментарий месяца (июня) можно считать законченным. Проголосовало 400 человек.
Победил пост о див. стратегии.
Филимонов получил денежный эквивалент одной акции Apple.
Также думаю, будет справедливо в голосование отправлять только комментарии, попавшие в канал, и ограничиться 5 конкурсантами. Чтобы больше подписчиков их точно прочитали и шансы у всех были равны.
@peshock
Победил пост о див. стратегии.
Филимонов получил денежный эквивалент одной акции Apple.
Также думаю, будет справедливо в голосование отправлять только комментарии, попавшие в канал, и ограничиться 5 конкурсантами. Чтобы больше подписчиков их точно прочитали и шансы у всех были равны.
@peshock
Большие проблемы с обгоном инфляции
Писал недавно пост в основном канале о том, что инфляция в последний год устрашающая и нет уверенности, что фондовый рынок от текущих хаев сможет продолжить ее обгонять. А товары тем временем гарантированно дорожают и кажется, что разумнее (по крайней мере, надежнее) покупать их.
В комменты тогда набежала куча народу, которая вообще не поняла про что пост и начала мне доказывать, что идея перепродажи автомобилей через время бесперспективная. Хотя я про это вообще ничего не писал)
Надеюсь, здесь аудитория поймет меня лучше.
Помню как в 2013 году в Москве «сносной» зарплатой считались 100к рублей. Это вот прямо точно был билет в средний класс тех времен. Если, конечно, в семье ребенок и жена не работает, то это был билет на дно среднего класса. Если оба работают и жена зарабатывает хотя бы 50к, а детей пока нет, это был билет чуть в верхнюю часть.
В 2013 году Порш Кайен стоил 3 млн. рублей. То есть, если откладывать по половине той самой заветной 100-тысячной зарплаты, за 5 лет можно было накопить на него. А с учетом тогдашних процентов на банковский депозит даже за 4,5 года.
Теперь Кайен примерно в той же комплектации (не по опциям, они естественно улучшились, а по классу) стоит 11 млн. рублей. Прошло 8 лет. Рубль обесценился почти в 4 раза (рост 300%).
В 2013 году я покупал топовый по тем временам Samsung Galaxy за 25к рублей. Сейчас тот же топовый Samsung стоит 110к. Опять в районе тех же 300%.
Я люблю ездить в отпуск в Европу на машине. В 2013 году я как раз поехал в первый раз. Формат у меня с тех пор особо не менялся. 22-25 дней с учетом дороги, жил в основном в арендованных квартирах. В половине случаев ели дома, а не в ресторане. Каких-то особо дорогих активностей не оплачивал. Так вот, в 2013 году такой отпуск обходился в 120к (чуть больше той самой заветной месячной зарплаты).
В 2015 этот же отпуск обошелся уже в 250к.
В 2017 в 320к. В 2018 в 350к. В 2019 в 370к. В 2020 и 2021 я в Европу уже не ездил по понятным причинам. Но недавно смотрел цены на жилье, бенз, ну и примерно прикинул рост цены на еду с учетом курса. Получилось что-то около 450-470к. В общем, также чуть больше новой заветной месячной зарплаты (400к), или рост 300%.
Те же аналогии можно проследить и в одежде. Одни и те же кроссовки Nike, которые я покупал и в 2013, и в 2021 изменились в цене с 2к примерно до 8к. Все те же 300%.
Немного успокаивает разве что недвижимость. В 2013 году аренда хорошей большой однушки в пределах МКАД и рядом с метро стоила 45к. Сейчас такая стоит 60к. Рост (30%) прямо скажем не имеющий ничего общего со всем остальным. Купленная мною однушка в 2013 году за 7 млн. в 2020 была продана всего за 9 млн. При этом я еще и вложил в нее около 600к за время проживания. В общем, если бы цену недвижимости разгоняли так же, как цену автомобилей, то жить было бы совсем страшно.
Итого мы имеем 300% инфляции по потреб корзине среднего класса за 8 лет. Это 18% годовых в рублях. Инвестировать я начал в 2015. До этого просто использовал валюту и банковские депозиты. В 2017 у меня сформировалась стратегия и я стал инвестировать систематически. Если взять эти 6,5 лет, то далеко не всегда ежегодная доходность в рублях у меня получилась выше 18%. Да, были довольно жирные года, 2019 и 2020. В 2021 пока идет неплохо и, вполне возможно, тоже получится сделать что-то около 20%. Но в 2017 и 2018 году, к примеру, доходность в рублях у меня была ниже этой отметки.
Если просуммировать все доходности за эти 6,5 лет, то получится, что в среднем я просто сохранил свои сбережения с микроскопической прибылью. Не знаю, возможно еще через 3,5 года мои 10-летние итоги будут выглядеть неплохо (все же я стал гораздо опытнее), но пока имеем то, что имеем.
А если я просто сохраняю деньги, то рассчитывать на какое-то там подобие рантье не приходится. Получается, что мои сбережения в 2016 году — это все та же сумма по покупательной способности в 2021. В таком случае, почему мне просто не покупать сразу товары, которые мне не помешали бы, и пользоваться ими?)
@peshock
Писал недавно пост в основном канале о том, что инфляция в последний год устрашающая и нет уверенности, что фондовый рынок от текущих хаев сможет продолжить ее обгонять. А товары тем временем гарантированно дорожают и кажется, что разумнее (по крайней мере, надежнее) покупать их.
В комменты тогда набежала куча народу, которая вообще не поняла про что пост и начала мне доказывать, что идея перепродажи автомобилей через время бесперспективная. Хотя я про это вообще ничего не писал)
Надеюсь, здесь аудитория поймет меня лучше.
Помню как в 2013 году в Москве «сносной» зарплатой считались 100к рублей. Это вот прямо точно был билет в средний класс тех времен. Если, конечно, в семье ребенок и жена не работает, то это был билет на дно среднего класса. Если оба работают и жена зарабатывает хотя бы 50к, а детей пока нет, это был билет чуть в верхнюю часть.
В 2013 году Порш Кайен стоил 3 млн. рублей. То есть, если откладывать по половине той самой заветной 100-тысячной зарплаты, за 5 лет можно было накопить на него. А с учетом тогдашних процентов на банковский депозит даже за 4,5 года.
Теперь Кайен примерно в той же комплектации (не по опциям, они естественно улучшились, а по классу) стоит 11 млн. рублей. Прошло 8 лет. Рубль обесценился почти в 4 раза (рост 300%).
В 2013 году я покупал топовый по тем временам Samsung Galaxy за 25к рублей. Сейчас тот же топовый Samsung стоит 110к. Опять в районе тех же 300%.
Я люблю ездить в отпуск в Европу на машине. В 2013 году я как раз поехал в первый раз. Формат у меня с тех пор особо не менялся. 22-25 дней с учетом дороги, жил в основном в арендованных квартирах. В половине случаев ели дома, а не в ресторане. Каких-то особо дорогих активностей не оплачивал. Так вот, в 2013 году такой отпуск обходился в 120к (чуть больше той самой заветной месячной зарплаты).
В 2015 этот же отпуск обошелся уже в 250к.
В 2017 в 320к. В 2018 в 350к. В 2019 в 370к. В 2020 и 2021 я в Европу уже не ездил по понятным причинам. Но недавно смотрел цены на жилье, бенз, ну и примерно прикинул рост цены на еду с учетом курса. Получилось что-то около 450-470к. В общем, также чуть больше новой заветной месячной зарплаты (400к), или рост 300%.
Те же аналогии можно проследить и в одежде. Одни и те же кроссовки Nike, которые я покупал и в 2013, и в 2021 изменились в цене с 2к примерно до 8к. Все те же 300%.
Немного успокаивает разве что недвижимость. В 2013 году аренда хорошей большой однушки в пределах МКАД и рядом с метро стоила 45к. Сейчас такая стоит 60к. Рост (30%) прямо скажем не имеющий ничего общего со всем остальным. Купленная мною однушка в 2013 году за 7 млн. в 2020 была продана всего за 9 млн. При этом я еще и вложил в нее около 600к за время проживания. В общем, если бы цену недвижимости разгоняли так же, как цену автомобилей, то жить было бы совсем страшно.
Итого мы имеем 300% инфляции по потреб корзине среднего класса за 8 лет. Это 18% годовых в рублях. Инвестировать я начал в 2015. До этого просто использовал валюту и банковские депозиты. В 2017 у меня сформировалась стратегия и я стал инвестировать систематически. Если взять эти 6,5 лет, то далеко не всегда ежегодная доходность в рублях у меня получилась выше 18%. Да, были довольно жирные года, 2019 и 2020. В 2021 пока идет неплохо и, вполне возможно, тоже получится сделать что-то около 20%. Но в 2017 и 2018 году, к примеру, доходность в рублях у меня была ниже этой отметки.
Если просуммировать все доходности за эти 6,5 лет, то получится, что в среднем я просто сохранил свои сбережения с микроскопической прибылью. Не знаю, возможно еще через 3,5 года мои 10-летние итоги будут выглядеть неплохо (все же я стал гораздо опытнее), но пока имеем то, что имеем.
А если я просто сохраняю деньги, то рассчитывать на какое-то там подобие рантье не приходится. Получается, что мои сбережения в 2016 году — это все та же сумма по покупательной способности в 2021. В таком случае, почему мне просто не покупать сразу товары, которые мне не помешали бы, и пользоваться ими?)
@peshock
Проблемы с удержанием в среднем классе
В 2013 году мне было 25 лет и я был молодым специалистом, который получил недавно повышение и зарплату в те самые заветные 100к. Потом случился 2014 год и мои доходы обесценились ровно в 2 раза. При этом зарплата не была повышена ни на копейку)
А на мне еще висела ипотека за ту самую однушку)
Прямо скажем, пришлось конечно надорвать попу. Подкачать английский, преодолеть культурный барьер, уволиться с работы, освоить зарубежные фриланс биржи, прокачать там профиль (работая за копейки на индусов) и в конечном счете заняться еще и менеджментом/агентским бизнесом. То есть, в процессе всего этого мои доходы падали еще ниже.
По итогу спустя пару лет доходы конечно сильно выросли (даже с учетом инфляции). Но те времена (2014-2016) я вспоминаю с содроганием. Почти каждый день я принимал ванны стресса и естественно набрал вес, да и в целом произошли некоторые не позитивные изменения психики.
В следующие 3 года все вроде устаканилось и жить стало даже приятно. Выплатил ипотеку, сформировались сбережения. Работал как нормальный человек, около 35 часов в неделю, а доходы при этом росли.
Потом случился 2021 год, когда даже с учетом получения серьезной доли доходов в долларах и с учетом продолжения роста этих доходов, цены в магазинах умудряются их обгонять.
Если мы добавим сюда выводы из прошлого поста, то получаем следующее: инфляция вынуждает вас больше работать.
Одна из ключевых идей нахождения в среднем классе заключается в том, что со временем вы двигаетесь выше в его иерархии. И работаете гораздо меньше, а получаете гораздо больше.
Это складывается из двух вещей. Первое — на вас работает репутация и уже большой накопленный профессиональный опыт. Таким образом вы можете назначать ставку часа сильно выше среднего по рынку. Второе — это, конечно, пассивный доход. От акций, недвижимости или собственного бизнеса — не важно. Важно, что пассивный доход обгоняет инфляцию и дает вам сверху прибыль, которую вы можете пускать на свое потребление. За счет чего вы сокращаете количество трудочасов в неделю.
С нынешними темпами инфляции усредненный инвестор не получает адекватной реальной прибыли (сверх инфляции). Со стоимостью трудочаса тоже получается интересно. Инфляция в конечном счете повышает PPI производителей, они повышают цену, а вот доходы покупателей спустя какое-то время не позволяют сохранять объемы спроса и соответственно продаж. Таким образом твой работодатель или клиент не может с прежними темпами повышать тебе ЗП.
Итого я делаю вывод, что теперь я либо понижаю свой уровень жизни, либо придется опять надрывать попу как в 2014. В общем, аксиома Эскобара какая-то выходит.
Так что гиперинфляция 2021 года гробит, конечно, в первую очередь средний класс.
Отсюда я и делал вывод. Если мои инвестиции плюс-минус растут на уровень реальной рублевой инфляции, не проще ли сразу покупать товары длительного пользования (новый автомобиль, iMac, новый смартфон и так далее).
Я все равно буду их покупать, только позже и сделаю это гораздо дороже. Тогда зачем тянуть? В отличие от инвестиций тут мне не надо переживать, что рынок в очередной раз грохнется процентов на 30. Вещь эта будет при мне и будет служить.
С отпуском тоже интересно. Лучше съездить сейчас 2-3 раза и как следует отбалдеть, потому что через год этот отпуск может стать таким дорогим, что я не поеду вообще ни разу (жаба задушит).
Конечно, у этого потребления впрок есть пределы и я к ним уже подобрался. От чего становится совсем грустно. Придется молиться на то, что мой портфель стабильно будет обгонять рублевую инфляцию.
@peshock
В 2013 году мне было 25 лет и я был молодым специалистом, который получил недавно повышение и зарплату в те самые заветные 100к. Потом случился 2014 год и мои доходы обесценились ровно в 2 раза. При этом зарплата не была повышена ни на копейку)
А на мне еще висела ипотека за ту самую однушку)
Прямо скажем, пришлось конечно надорвать попу. Подкачать английский, преодолеть культурный барьер, уволиться с работы, освоить зарубежные фриланс биржи, прокачать там профиль (работая за копейки на индусов) и в конечном счете заняться еще и менеджментом/агентским бизнесом. То есть, в процессе всего этого мои доходы падали еще ниже.
По итогу спустя пару лет доходы конечно сильно выросли (даже с учетом инфляции). Но те времена (2014-2016) я вспоминаю с содроганием. Почти каждый день я принимал ванны стресса и естественно набрал вес, да и в целом произошли некоторые не позитивные изменения психики.
В следующие 3 года все вроде устаканилось и жить стало даже приятно. Выплатил ипотеку, сформировались сбережения. Работал как нормальный человек, около 35 часов в неделю, а доходы при этом росли.
Потом случился 2021 год, когда даже с учетом получения серьезной доли доходов в долларах и с учетом продолжения роста этих доходов, цены в магазинах умудряются их обгонять.
Если мы добавим сюда выводы из прошлого поста, то получаем следующее: инфляция вынуждает вас больше работать.
Одна из ключевых идей нахождения в среднем классе заключается в том, что со временем вы двигаетесь выше в его иерархии. И работаете гораздо меньше, а получаете гораздо больше.
Это складывается из двух вещей. Первое — на вас работает репутация и уже большой накопленный профессиональный опыт. Таким образом вы можете назначать ставку часа сильно выше среднего по рынку. Второе — это, конечно, пассивный доход. От акций, недвижимости или собственного бизнеса — не важно. Важно, что пассивный доход обгоняет инфляцию и дает вам сверху прибыль, которую вы можете пускать на свое потребление. За счет чего вы сокращаете количество трудочасов в неделю.
С нынешними темпами инфляции усредненный инвестор не получает адекватной реальной прибыли (сверх инфляции). Со стоимостью трудочаса тоже получается интересно. Инфляция в конечном счете повышает PPI производителей, они повышают цену, а вот доходы покупателей спустя какое-то время не позволяют сохранять объемы спроса и соответственно продаж. Таким образом твой работодатель или клиент не может с прежними темпами повышать тебе ЗП.
Итого я делаю вывод, что теперь я либо понижаю свой уровень жизни, либо придется опять надрывать попу как в 2014. В общем, аксиома Эскобара какая-то выходит.
Так что гиперинфляция 2021 года гробит, конечно, в первую очередь средний класс.
Отсюда я и делал вывод. Если мои инвестиции плюс-минус растут на уровень реальной рублевой инфляции, не проще ли сразу покупать товары длительного пользования (новый автомобиль, iMac, новый смартфон и так далее).
Я все равно буду их покупать, только позже и сделаю это гораздо дороже. Тогда зачем тянуть? В отличие от инвестиций тут мне не надо переживать, что рынок в очередной раз грохнется процентов на 30. Вещь эта будет при мне и будет служить.
С отпуском тоже интересно. Лучше съездить сейчас 2-3 раза и как следует отбалдеть, потому что через год этот отпуск может стать таким дорогим, что я не поеду вообще ни разу (жаба задушит).
Конечно, у этого потребления впрок есть пределы и я к ним уже подобрался. От чего становится совсем грустно. Придется молиться на то, что мой портфель стабильно будет обгонять рублевую инфляцию.
@peshock
Подписчик описывает свой взгляд на текущую сверханомальную инфляцию по ряду товарных групп.
«Не все подорожание в товарах и услугах связаны с инфляцией. Например перевозки, после слома рынка этих услуг из-за торговых войн и пандемии и вынужденного изменения логистики. Кто связан с этой сферой понимают что изменение 1-2 составляющих меняет всю цепочку. (Контейнеры например вспомните)
Сюда ещё добавляется следующий пример.
Углеводороды. После падения аэропереврзок резко сократилось потребление авиационного топлива. А это специфичный товар который по безопасности не может долгохраниться и его было нужно огромное количество. Но вторая и очень весомая составляющая производства этого топлива были компоненты для производства базовых масел смазок и пластика. Это позволяло соблюсти баланс в стоимости и авиатоплива и нефтехимии. На вторичных компонентах завязаны крупные производители автомобильных масел и Автохимии. Спрос на которые не уменьшился. Далее включился рынок. Чего стало меньше стало очень сильно дорожать. В итоге базовые компоненты выросли на 400% по ср с предыдущим полугодием!!! Не годом!
Далее по цепочке сперва начал дорожать, а потом исчезать из продажи пластиковые трубы. Например Всем известная история про канализационные и водопроводные трубы в Германии.
Та же примерно история с микрочипами. (Взрывы и пожары на крупных заводах комплектующих и сырья, курс биточка который отпылесосил рынок процессоров и жестких дисков).
Такие Искусственные завышения цен из-за перекосов рынка повышают стоимость конечного продукта.
Самое интересное что «корректировки» в таких схемах не предвидится. Но это однозначно не инфляция.
Ещё пример -Металлопрокат: Пандемия, ограничения, Снижение производства. Отложенный спрос, Спекуляционный скачок цены. Сложите вместе метал, пластик, нефтехимия и получите причину «инфляции» в ценах автопрома.
Недвижимость и стройка. Наверное не надо объяснять про нехватку рабочих рук из-за ковидных же ограничений. На частном рынке услуг уже рабочие выбирают где работать, а не работодатель.
И это только начало. К концу года или возможно к лету след года выйдут все поэтапные повышения цен на конечные товары и услуги. Там и посмотрим.»
Спорить тут не с чем. Все так и есть, поэтому я и вынес это в канал. От себя добавлю несколько коротких выводов:
1. Если кто еще не понял, то в ближайшее время авиаперевозки по цене должны улететь в космос. Керосин будет по цене золота. И здорово было бы взять акций тех, кто его производит. Но быстрый поиск не дал мне результатов, поскольку компании, производящие исключительно авиационный керосин, на бирже отсутствуют.
2. Взрывная инфляция, которую мы получили в этом году, имела не столько монетарные причины (просто стало больше денег), а была следствием развала эффективных цепочек производства, перевозки, хранения и планирования всего этого. Именно поэтому есть немалый пул игроков на рынке, которые не верят в гипер по доллару и даже в 6% в год не верят. Потому что считают эту ситуацию «временным инфляционным выбросом». Пузырь пиломатериалов это отлично показал, когда оказалось, что 90% роста держалось на чистых спекуляциях.
Мы как инвесторы не должны исключать того фактора, что большинство текущих ралли в сырье являются пузырями и уже в следующем году все снова будут бояться дефляции, а американцы с европейцами не замечать роста цен в магазинах.
Ведь никогда в истории сырьевой суперцикл не запускался монетарно 😏
@peshock
«Не все подорожание в товарах и услугах связаны с инфляцией. Например перевозки, после слома рынка этих услуг из-за торговых войн и пандемии и вынужденного изменения логистики. Кто связан с этой сферой понимают что изменение 1-2 составляющих меняет всю цепочку. (Контейнеры например вспомните)
Сюда ещё добавляется следующий пример.
Углеводороды. После падения аэропереврзок резко сократилось потребление авиационного топлива. А это специфичный товар который по безопасности не может долгохраниться и его было нужно огромное количество. Но вторая и очень весомая составляющая производства этого топлива были компоненты для производства базовых масел смазок и пластика. Это позволяло соблюсти баланс в стоимости и авиатоплива и нефтехимии. На вторичных компонентах завязаны крупные производители автомобильных масел и Автохимии. Спрос на которые не уменьшился. Далее включился рынок. Чего стало меньше стало очень сильно дорожать. В итоге базовые компоненты выросли на 400% по ср с предыдущим полугодием!!! Не годом!
Далее по цепочке сперва начал дорожать, а потом исчезать из продажи пластиковые трубы. Например Всем известная история про канализационные и водопроводные трубы в Германии.
Та же примерно история с микрочипами. (Взрывы и пожары на крупных заводах комплектующих и сырья, курс биточка который отпылесосил рынок процессоров и жестких дисков).
Такие Искусственные завышения цен из-за перекосов рынка повышают стоимость конечного продукта.
Самое интересное что «корректировки» в таких схемах не предвидится. Но это однозначно не инфляция.
Ещё пример -Металлопрокат: Пандемия, ограничения, Снижение производства. Отложенный спрос, Спекуляционный скачок цены. Сложите вместе метал, пластик, нефтехимия и получите причину «инфляции» в ценах автопрома.
Недвижимость и стройка. Наверное не надо объяснять про нехватку рабочих рук из-за ковидных же ограничений. На частном рынке услуг уже рабочие выбирают где работать, а не работодатель.
И это только начало. К концу года или возможно к лету след года выйдут все поэтапные повышения цен на конечные товары и услуги. Там и посмотрим.»
Спорить тут не с чем. Все так и есть, поэтому я и вынес это в канал. От себя добавлю несколько коротких выводов:
1. Если кто еще не понял, то в ближайшее время авиаперевозки по цене должны улететь в космос. Керосин будет по цене золота. И здорово было бы взять акций тех, кто его производит. Но быстрый поиск не дал мне результатов, поскольку компании, производящие исключительно авиационный керосин, на бирже отсутствуют.
2. Взрывная инфляция, которую мы получили в этом году, имела не столько монетарные причины (просто стало больше денег), а была следствием развала эффективных цепочек производства, перевозки, хранения и планирования всего этого. Именно поэтому есть немалый пул игроков на рынке, которые не верят в гипер по доллару и даже в 6% в год не верят. Потому что считают эту ситуацию «временным инфляционным выбросом». Пузырь пиломатериалов это отлично показал, когда оказалось, что 90% роста держалось на чистых спекуляциях.
Мы как инвесторы не должны исключать того фактора, что большинство текущих ралли в сырье являются пузырями и уже в следующем году все снова будут бояться дефляции, а американцы с европейцами не замечать роста цен в магазинах.
Ведь никогда в истории сырьевой суперцикл не запускался монетарно 😏
@peshock
Оправдания для бедных или разные методики измерения качества жизни
Мои прошлые два поста о «ползучей инфляции», которая пожирает благосостояние среднего класса, вызвали большое обсуждение.
Во многом они были завязаны на опровержении таких уж устрашающих темпов инфляции.
В частности один из подписчиков (который долгое время занимался продажей электроники) поднял данные и доказал, что все же инфляция в топовых смартфонах была не 300%, а что-то около 200%.
Хорошо, что так много голов меня проверяет и контролирует, чтобы меня «не заносило на поворотах».
Но далее этот же подписчик пишет следующее:
«... непонятно, можно ли считать изменение цены телефонов исключительно инфляцией. Ведь айфон или Самсунг в 2013 и сейчас - это совершенно разные вещи. В разы мощнее, в разы больше, другого качества экран и камеры, и так далее, совершенно разные возможности и применение. Реальной инфляцией можно считать изменение цены на продукт, который не изменился (те же шмотки и еда). Насколько это применимо к технике и тачкам - вопрос сложный.
Не можем же мы взять толстый телевизор середины нулевых с картинкой "вырви глаз", сравнить его цену тогда с нынешним с OLEDовской матрицей, и сказать - вот она, инфляция. Разница в картинке сразу намекнет, что сравнение так себе 😉»
Друзья, помните, что измерение личной инфляции - это в конечном счете сравнение вашего уровня жизни с «тогда и сейчас».
Группы людей с определенным уровнем потребления могут позволить себе покупать вещи из определенных ценовых категорий: эконом, комфорт, бизнес, люкс ну и так далее, актуальные на текущий момент времени.
Так вот, ваш уровень жизни (или качество жизни) должен позволять вам покупать условно топовый смартфон в 2013 и в 2021 году, чтобы этот уровень остался неизменным. Если вы начинаете прибедняться и рассказывать сказки в стиле: «ну вы понимаете, это разные вещи, а если еще и подержанный взять, то вообще экономия будет запредельной».
По этой логике автомобили ВАЗ 2107 (семерка), купленные в 1982 году (первый год выпуска) и в 2012 (последний год выпуска), равносильны и по своему положению на российском рынке автомобилей, и по статусу в обществе.
Но любому адекватному человеку очевидно, что это не так, и у старой техники происходит обесценивание (только если она не переходит в разряд коллекционной и редкой).
В конечном счете важен лишь ваш уровень/качество жизни. Именно поэтому в США так популярно сравнение уровней жизни каждого нового поколения американцев с предыдущем, чтобы понять, становится ли каждый следующий усредненный американец более образованным, богатым и здоровым.
То есть в конечном счете, если общество в котором вы живете развивается, то спустя 10-15 лет вы не то что должны иметь возможность покупать смартфон такого же класса, что и раньше, но и получить еще какие-то плюшки, чтобы оставаться в том же классе. Например, получить возможность иметь в среднем на одну комнату в квартире больше или робот-пылесос (подставьте тут любую новую технику, которой не было 15 лет назад).
Мышление и образ жизни человека, который летает эконом классом Победы и бизнес-классом Fly Emirates - это как сравнивать человека с марсианином. Именно поэтому эти категории людей и выносят в разные классы общества.
Надеюсь, я все достаточно ясно объяснил и вы больше не будете меня «спамить» подобного рода комментариями.
@peshock
Мои прошлые два поста о «ползучей инфляции», которая пожирает благосостояние среднего класса, вызвали большое обсуждение.
Во многом они были завязаны на опровержении таких уж устрашающих темпов инфляции.
В частности один из подписчиков (который долгое время занимался продажей электроники) поднял данные и доказал, что все же инфляция в топовых смартфонах была не 300%, а что-то около 200%.
Хорошо, что так много голов меня проверяет и контролирует, чтобы меня «не заносило на поворотах».
Но далее этот же подписчик пишет следующее:
«... непонятно, можно ли считать изменение цены телефонов исключительно инфляцией. Ведь айфон или Самсунг в 2013 и сейчас - это совершенно разные вещи. В разы мощнее, в разы больше, другого качества экран и камеры, и так далее, совершенно разные возможности и применение. Реальной инфляцией можно считать изменение цены на продукт, который не изменился (те же шмотки и еда). Насколько это применимо к технике и тачкам - вопрос сложный.
Не можем же мы взять толстый телевизор середины нулевых с картинкой "вырви глаз", сравнить его цену тогда с нынешним с OLEDовской матрицей, и сказать - вот она, инфляция. Разница в картинке сразу намекнет, что сравнение так себе 😉»
Друзья, помните, что измерение личной инфляции - это в конечном счете сравнение вашего уровня жизни с «тогда и сейчас».
Группы людей с определенным уровнем потребления могут позволить себе покупать вещи из определенных ценовых категорий: эконом, комфорт, бизнес, люкс ну и так далее, актуальные на текущий момент времени.
Так вот, ваш уровень жизни (или качество жизни) должен позволять вам покупать условно топовый смартфон в 2013 и в 2021 году, чтобы этот уровень остался неизменным. Если вы начинаете прибедняться и рассказывать сказки в стиле: «ну вы понимаете, это разные вещи, а если еще и подержанный взять, то вообще экономия будет запредельной».
По этой логике автомобили ВАЗ 2107 (семерка), купленные в 1982 году (первый год выпуска) и в 2012 (последний год выпуска), равносильны и по своему положению на российском рынке автомобилей, и по статусу в обществе.
Но любому адекватному человеку очевидно, что это не так, и у старой техники происходит обесценивание (только если она не переходит в разряд коллекционной и редкой).
В конечном счете важен лишь ваш уровень/качество жизни. Именно поэтому в США так популярно сравнение уровней жизни каждого нового поколения американцев с предыдущем, чтобы понять, становится ли каждый следующий усредненный американец более образованным, богатым и здоровым.
То есть в конечном счете, если общество в котором вы живете развивается, то спустя 10-15 лет вы не то что должны иметь возможность покупать смартфон такого же класса, что и раньше, но и получить еще какие-то плюшки, чтобы оставаться в том же классе. Например, получить возможность иметь в среднем на одну комнату в квартире больше или робот-пылесос (подставьте тут любую новую технику, которой не было 15 лет назад).
Мышление и образ жизни человека, который летает эконом классом Победы и бизнес-классом Fly Emirates - это как сравнивать человека с марсианином. Именно поэтому эти категории людей и выносят в разные классы общества.
Надеюсь, я все достаточно ясно объяснил и вы больше не будете меня «спамить» подобного рода комментариями.
@peshock
Подписчик скинул инфу по рынку авиационного керосина (Exxon и Chevron в топе), если вам понравилась эта инвест идея.
@peshock
@peshock
Telegram
White Black in Иксовый чат
Данные старые, но есть из чего выбрать инвестору. А желающие могут поискать актуальные цифры
P/E шок!
Подписчик скинул инфу по рынку авиационного керосина (Exxon и Chevron в топе), если вам понравилась эта инвест идея. @peshock
И еще про рынок керосина от подписчика:
«Керосин, как один из продуктов нефтепереработки, не может быть произведён без одновременного производства нафты, бензина, дизеля, мазута и прочих продуктов. Поэтому авиационный керосин производится на тех же самых НПЗ тех же самых компаний, которые перерабатывают разные сорта сырой нефти в разные комбинации нефтепродуктов. Самые большие компании из независимых нефтепереработчиков (без собственной нефтедобычи) - Marathon Petroleum (MPC) и Valero Energy (VLO). При высоких cracking margins эти компании печатают деньги из воздуха, а при низких - истекают кровью. Поэтому вопрос на миллиард не в том «будет керосин по цене золота или нет», а в том «будут ли cracking margins высокими или низкими в течение следующих 12-18 месяцев».
Собственно об этом и писал прошлый подписчик. Пока что маржа на авиакеросин была ужасной, а его из колонки так или иначе доставать приходится. Скорей всего его торговали в минус. Но в ближайшем будущем (рано или поздно полеты все равно возобновятся в объемах 2019 года) и маржа на этот керосин взлетит.
@peshock
«Керосин, как один из продуктов нефтепереработки, не может быть произведён без одновременного производства нафты, бензина, дизеля, мазута и прочих продуктов. Поэтому авиационный керосин производится на тех же самых НПЗ тех же самых компаний, которые перерабатывают разные сорта сырой нефти в разные комбинации нефтепродуктов. Самые большие компании из независимых нефтепереработчиков (без собственной нефтедобычи) - Marathon Petroleum (MPC) и Valero Energy (VLO). При высоких cracking margins эти компании печатают деньги из воздуха, а при низких - истекают кровью. Поэтому вопрос на миллиард не в том «будет керосин по цене золота или нет», а в том «будут ли cracking margins высокими или низкими в течение следующих 12-18 месяцев».
Собственно об этом и писал прошлый подписчик. Пока что маржа на авиакеросин была ужасной, а его из колонки так или иначе доставать приходится. Скорей всего его торговали в минус. Но в ближайшем будущем (рано или поздно полеты все равно возобновятся в объемах 2019 года) и маржа на этот керосин взлетит.
@peshock
На этой неделе все крайне буйно обсуждают Китай (много человек потеряло там огромные деньги).
Мантра защитников Китая заключается в том, что в Китае самая мощная экономика, которая только разгоняется и «усех задавит».
Но я бы хотел напомнить, что суммарный долг всех субъектов экономики США примерно 400%. В Китае он равен примерно 300%. То есть разница не такая уж и большая. Один кредитный пузырь борется с другим.
Только у одного мировая резервная валюта, а у второго «грязная красная бумажка», за которую на мировой арене не торгуется примерно ничего.
На скрине график долговой башни китайского гиганта недвижимости Evergrande, который недавно отменил дивиденды. Если что-то из китайских пузырей начнет падать, то это будет новым 2008 годом.
Так что возможно китайское правительство не из прихоти сдувает у себя пузыри, а пытается изыскать деньги на латание кредитных пробоин в своем корабле.
Помните: Китай, в отличие от США, свои кредитные проблемы не сможет решить за счет остального мира.
@peshock
Мантра защитников Китая заключается в том, что в Китае самая мощная экономика, которая только разгоняется и «усех задавит».
Но я бы хотел напомнить, что суммарный долг всех субъектов экономики США примерно 400%. В Китае он равен примерно 300%. То есть разница не такая уж и большая. Один кредитный пузырь борется с другим.
Только у одного мировая резервная валюта, а у второго «грязная красная бумажка», за которую на мировой арене не торгуется примерно ничего.
На скрине график долговой башни китайского гиганта недвижимости Evergrande, который недавно отменил дивиденды. Если что-то из китайских пузырей начнет падать, то это будет новым 2008 годом.
Так что возможно китайское правительство не из прихоти сдувает у себя пузыри, а пытается изыскать деньги на латание кредитных пробоин в своем корабле.
Помните: Китай, в отличие от США, свои кредитные проблемы не сможет решить за счет остального мира.
@peshock
Джером не собирается закручивать денежные краны
Думаю, все заметили, как сегодня пошел укрепляться рубль (падать доллар) и расти ваши портфели.
Все это благодаря старичку Джерому Пауэлу, который на очередном заседании ФРС сказал, что не планирует ничего сворачивать (ни QE, ни поднимать ставку). А на инфляцию ему плевать и вообще она временная из-за дефицитов (его любимая мантра).
Кроме того, ему нравится динамика рынка труда (ранее он озвучивал это как критерий ужесточения КДП), но пока «он недостаточно хорош».
Но есть примечательная деталь: ФРС разрешил операции РЕПО с лимитом в $500 млрд. для резидентов.
Институционалы смогут получить кредиты от ФРС под залог американских государственных облигаций и ипотечных бондов по ставке 0,25% годовых.
Все это на самом деле заготовочка под ужесточение КДП. В 2019 году, когда начали сворачивать QE и повышать ставку, отсутствие возможности для таких крупных РЕПО привело к дефициту ликвидности на рынке. Долларовые межбанковские ставки тогда доходили почти до 10% в моменте.
С одной стороны, РЕПО вольет в финансовый рынок еще больше денег, с другой стороны, возможно, Пауэл уже «готовит соломку» к резкому переобуванию.
Все это, ей богу, напоминает мне 1929 год. В прошлый цикл ужесточения КДП от ФРС (вторая половина 2018 года) FAANGM падал в среднем на 30%, и это еще при более низких мультиках и гораздо более конкурентной див доходности сиплого.
Что будет сейчас, когда рынок сидит в куче убыточного мусора, страшно представить. На американском рынке может повториться ситуация по аналогии с TAL.
Вот уж и правда P/E шок!
@peshock
Думаю, все заметили, как сегодня пошел укрепляться рубль (падать доллар) и расти ваши портфели.
Все это благодаря старичку Джерому Пауэлу, который на очередном заседании ФРС сказал, что не планирует ничего сворачивать (ни QE, ни поднимать ставку). А на инфляцию ему плевать и вообще она временная из-за дефицитов (его любимая мантра).
Кроме того, ему нравится динамика рынка труда (ранее он озвучивал это как критерий ужесточения КДП), но пока «он недостаточно хорош».
Но есть примечательная деталь: ФРС разрешил операции РЕПО с лимитом в $500 млрд. для резидентов.
Институционалы смогут получить кредиты от ФРС под залог американских государственных облигаций и ипотечных бондов по ставке 0,25% годовых.
Все это на самом деле заготовочка под ужесточение КДП. В 2019 году, когда начали сворачивать QE и повышать ставку, отсутствие возможности для таких крупных РЕПО привело к дефициту ликвидности на рынке. Долларовые межбанковские ставки тогда доходили почти до 10% в моменте.
С одной стороны, РЕПО вольет в финансовый рынок еще больше денег, с другой стороны, возможно, Пауэл уже «готовит соломку» к резкому переобуванию.
Все это, ей богу, напоминает мне 1929 год. В прошлый цикл ужесточения КДП от ФРС (вторая половина 2018 года) FAANGM падал в среднем на 30%, и это еще при более низких мультиках и гораздо более конкурентной див доходности сиплого.
Что будет сейчас, когда рынок сидит в куче убыточного мусора, страшно представить. На американском рынке может повториться ситуация по аналогии с TAL.
Вот уж и правда P/E шок!
@peshock
Еще одна приятная деталь: S&P500 с октября не откатывался больше, чем на 5%. То есть, стратегия «выкупай дно» уже почти год работает как часы.
Рынок рано или поздно за такое наказывает, причем очень жестко наказывает. Китайский пример у всех перед глазами. При общем тренде вниз, дно у Алибабы искали уже 18 раз. Но пока что так и не нашли.
В подобные отрезки безоткатного роста появляются вот такие персонажи (напомню, что в 2008 рынок недвиги обвалился, и в Украине так и не смог отжаться в долларовом эквиваленте) - большие любители кредитных казино. Рынок по итогу их конечно же наказывает.
@peshock
Рынок рано или поздно за такое наказывает, причем очень жестко наказывает. Китайский пример у всех перед глазами. При общем тренде вниз, дно у Алибабы искали уже 18 раз. Но пока что так и не нашли.
В подобные отрезки безоткатного роста появляются вот такие персонажи (напомню, что в 2008 рынок недвиги обвалился, и в Украине так и не смог отжаться в долларовом эквиваленте) - большие любители кредитных казино. Рынок по итогу их конечно же наказывает.
@peshock
Ну и как говорится «сон в руку».
Пока пиcал предыдущий пост, пришел алерт от Тинькофф, что Pinterest (крайне хайповая акция последних 1,5 лет) падает за день на 22%.
Интересно, почему торги не прекратили? Ведь отсечка 20% за день пройдена.
P.S. Подписчики подсказали, что на постмаркете это правило не работает.
@peshock
Пока пиcал предыдущий пост, пришел алерт от Тинькофф, что Pinterest (крайне хайповая акция последних 1,5 лет) падает за день на 22%.
Интересно, почему торги не прекратили? Ведь отсечка 20% за день пройдена.
P.S. Подписчики подсказали, что на постмаркете это правило не работает.
@peshock
Никогда нельзя рассматривать экономику отдельно от политики
Тут у либеральной «истерички» Мовчана вышел пост о том, какой плохой и неэффективный политический строй в Китае.
Я правда не могу воспринимать его как адекватного экономиста и уж тем более инвестора, ввиду его реально истеричной политической позиции, но в данном случае с общим вектором его мыслей согласен.
Базово в нашем мире (вообще в природе) ключевой момент господства и успеха в экосистеме - это темпы роста. Долго сохраняя высокие темпы роста, популяция в итоге занимает доминирующее положение в экосистеме.
Проблема в том, что от низкой базы темпы роста очень легко достигать.
Допустим, переплыла пара волков (низкая база) речку и оказалась на другом берегу, где расплодилась куча зайцев. Ну они и давай их ловить. Через несколько лет волков там вместо двух стало 200. Темпы роста дикие, но зайцы закончились и начался голод. И тут надо снова делать как волевое, так и управленческое сверхусилие, чтобы преодолеть эту «ловушку роста». Мигрировать, искать новые экосистемы, побеждать других хищников в борьбе за кормовую базу, эволюционировать в конце концов, чтобы, например, стать всеядными.
То есть, сохранить прежние темпы роста от средней базы на порядок сложнее, чем от низкой, а от высокой почти нереально.
Просто представьте, что вы решили начать подтягиваться на турнике каждый день вдвое больше, чем в прошлый. Допустим, начали вы с 1. Уже через неделю вам надо будет подтянуться 32 раза (средняя база), а через две недели 4 096 раз (высокая база).
Итак модель, при которой удалось показывать высокие темпы роста с низкой базы, обычно не работает и даже вредна, когда популяция / компания / народ / страна пытается сохранить темпы роста уже от средней базы.
И вот сейчас Китай подходит к этой самой средней базе: урбанизация (самый простой способ разгона ВВП от низкой базы) уже почти достигла советского пика, рождаемость начала резко падать, население стареть. Уже где-то замаячила ловушка среднего дохода.
Чтобы сохранить прежние темпы роста (а пока они только 12 лет падают), надо полностью трансформировать политическую систему и ее институты. Чего, очевидно, никто делать не собирается, и председатель Си только ухудшает ситуацию.
Так что лично я на Китай не ставлю в принципе как страну / нацию. Это просто очередная Япония / Южная Корея, только с большим населением.
Китаю уже на смену готовится Индия (и цикл повторится вновь). Там, кстати, в ближайшие 5 лет население должно обогнать китайское.
@peshock
Тут у либеральной «истерички» Мовчана вышел пост о том, какой плохой и неэффективный политический строй в Китае.
Я правда не могу воспринимать его как адекватного экономиста и уж тем более инвестора, ввиду его реально истеричной политической позиции, но в данном случае с общим вектором его мыслей согласен.
Базово в нашем мире (вообще в природе) ключевой момент господства и успеха в экосистеме - это темпы роста. Долго сохраняя высокие темпы роста, популяция в итоге занимает доминирующее положение в экосистеме.
Проблема в том, что от низкой базы темпы роста очень легко достигать.
Допустим, переплыла пара волков (низкая база) речку и оказалась на другом берегу, где расплодилась куча зайцев. Ну они и давай их ловить. Через несколько лет волков там вместо двух стало 200. Темпы роста дикие, но зайцы закончились и начался голод. И тут надо снова делать как волевое, так и управленческое сверхусилие, чтобы преодолеть эту «ловушку роста». Мигрировать, искать новые экосистемы, побеждать других хищников в борьбе за кормовую базу, эволюционировать в конце концов, чтобы, например, стать всеядными.
То есть, сохранить прежние темпы роста от средней базы на порядок сложнее, чем от низкой, а от высокой почти нереально.
Просто представьте, что вы решили начать подтягиваться на турнике каждый день вдвое больше, чем в прошлый. Допустим, начали вы с 1. Уже через неделю вам надо будет подтянуться 32 раза (средняя база), а через две недели 4 096 раз (высокая база).
Итак модель, при которой удалось показывать высокие темпы роста с низкой базы, обычно не работает и даже вредна, когда популяция / компания / народ / страна пытается сохранить темпы роста уже от средней базы.
И вот сейчас Китай подходит к этой самой средней базе: урбанизация (самый простой способ разгона ВВП от низкой базы) уже почти достигла советского пика, рождаемость начала резко падать, население стареть. Уже где-то замаячила ловушка среднего дохода.
Чтобы сохранить прежние темпы роста (а пока они только 12 лет падают), надо полностью трансформировать политическую систему и ее институты. Чего, очевидно, никто делать не собирается, и председатель Си только ухудшает ситуацию.
Так что лично я на Китай не ставлю в принципе как страну / нацию. Это просто очередная Япония / Южная Корея, только с большим населением.
Китаю уже на смену готовится Индия (и цикл повторится вновь). Там, кстати, в ближайшие 5 лет население должно обогнать китайское.
@peshock
Сравнение исторического пути Китая и России
Еще небольшая добавка к прошлому посту. В конце 17 века Китай делал больше половины мирового ВВП. «Московия» была заштатным региональным игроком. Глухой страной бескрайних полей и болот, растянутой на огромные расстояния, с маленьким населением (относительно территории), огромными транспортными и административными издержками, без выхода к морю (даже Азовскому или Каспийскому) и крайне слабым научно-техническим развитием.
В 1700 году Петр Первый решает взять курс на евроинтеграцию (то самое окно в Европу). Россия пытается впитывать лучший опыт европейцев. Начинается активное вливание России в континентальную Европу абсолютно на всех уровнях.
Китай же переходит к стратегии изоляционизма. Спустя 200 лет (1900 год) мы можем увидеть результаты этого:
— Россия стала империей, контролирует 1/7 часть суши, является мировой державой, колоссальными темпами нарастила население, имеет выход во множество морей и мощный флот, развивает железнодорожную инфраструктуру (КВЖД). Отбирает у китайцев первый теплый порт в своей истории: Порт-Артур.
— Китай является в буквальном смысле гниющей тушей в прошлом великого государства. Почитайте про опиумные войны и восстание боксеров, когда уже Россия с западными коллегами дербанила Китай и усмиряла там протесты. В 1700 году подобного даже невозможно было представить.
Вывод: Стратегия изоляционизма, за которую сейчас так любят хвалить китайское правительство (бурная накачка внутреннего рынка, рьяное импортозамещение, тотальная цензура и контроль общественного мнения), никогда не была эффективной на протяжении истории человечества. Это ведет лишь к деградации и научно-техническому отставанию (добровольное превращение в папуасов).
Когда-то в этой ловушке уже побывал сам Китай, потом Япония, затем СССР. Теперь председатель Си в очередной раз решил убедиться, что время - это плоский круг)
В общем, я упорно не разделяю всего этого ура-восхваления Китая. С таким подходом темпы роста у них будут только падать, что в итоге приведет сначала к «застою» в стиле Брежнева, а потом и к декадансу (см. Япония).
@peshock
Еще небольшая добавка к прошлому посту. В конце 17 века Китай делал больше половины мирового ВВП. «Московия» была заштатным региональным игроком. Глухой страной бескрайних полей и болот, растянутой на огромные расстояния, с маленьким населением (относительно территории), огромными транспортными и административными издержками, без выхода к морю (даже Азовскому или Каспийскому) и крайне слабым научно-техническим развитием.
В 1700 году Петр Первый решает взять курс на евроинтеграцию (то самое окно в Европу). Россия пытается впитывать лучший опыт европейцев. Начинается активное вливание России в континентальную Европу абсолютно на всех уровнях.
Китай же переходит к стратегии изоляционизма. Спустя 200 лет (1900 год) мы можем увидеть результаты этого:
— Россия стала империей, контролирует 1/7 часть суши, является мировой державой, колоссальными темпами нарастила население, имеет выход во множество морей и мощный флот, развивает железнодорожную инфраструктуру (КВЖД). Отбирает у китайцев первый теплый порт в своей истории: Порт-Артур.
— Китай является в буквальном смысле гниющей тушей в прошлом великого государства. Почитайте про опиумные войны и восстание боксеров, когда уже Россия с западными коллегами дербанила Китай и усмиряла там протесты. В 1700 году подобного даже невозможно было представить.
Вывод: Стратегия изоляционизма, за которую сейчас так любят хвалить китайское правительство (бурная накачка внутреннего рынка, рьяное импортозамещение, тотальная цензура и контроль общественного мнения), никогда не была эффективной на протяжении истории человечества. Это ведет лишь к деградации и научно-техническому отставанию (добровольное превращение в папуасов).
Когда-то в этой ловушке уже побывал сам Китай, потом Япония, затем СССР. Теперь председатель Си в очередной раз решил убедиться, что время - это плоский круг)
В общем, я упорно не разделяю всего этого ура-восхваления Китая. С таким подходом темпы роста у них будут только падать, что в итоге приведет сначала к «застою» в стиле Брежнева, а потом и к декадансу (см. Япония).
@peshock
Amazon на постмаркете тоже хорошенько пролили. С all time high до полуторомесячного минимума за один день 😯
Финотчет компании за 2-ой квартал оказался хуже ожиданий рынка, показав первое снижение выручки за 3 года ($113,08 млрд. против $115,2 млрд. в первом квартале).
Также Amazon дал более слабый прогноз на третий квартал 2021г.
Очень странно, ведь это чуть ли не главный магазин США сейчас. Спрос в экономике падает?
В акциях Amazon сидят огромные деньги. Это вам не крошечный Pinterest для хомячков и спекуль.
Его падение, с учетом доли в индексах, может вызвать общую просадочку рынка завтра.
@peshock
Финотчет компании за 2-ой квартал оказался хуже ожиданий рынка, показав первое снижение выручки за 3 года ($113,08 млрд. против $115,2 млрд. в первом квартале).
Также Amazon дал более слабый прогноз на третий квартал 2021г.
Очень странно, ведь это чуть ли не главный магазин США сейчас. Спрос в экономике падает?
В акциях Amazon сидят огромные деньги. Это вам не крошечный Pinterest для хомячков и спекуль.
Его падение, с учетом доли в индексах, может вызвать общую просадочку рынка завтра.
@peshock
Двое ушлых основателей «Копеечки» отлично прокатились на хайпе IPO.
Занятная ситуация разворачивается вокруг Fix Price. Ритейлер с прибылью в $236 млн. за 2020 год был оценен в 8 млрд. при выходе на IPO. То есть, P/E = 33.
При том, что в среднем по отрасли он вот такой:
Мвидео = 17
Лента = 6.8
Х5 =20.
Конечно, эти компании либо не растут, либо растут очень вяло, да еще и с довольно низкой маржинальностью. Отсюда и такие мультики. У Fix Price же с темпами роста дела гораздо лучше, но тем не менее, его оценили по мультикам как FACEBOOK!!!
Причем двум основателям, которым до IPO принадлежало 83% акций, удалось засадить в них очень и очень серьезных дядек, таких как BlackRock и Goldman. Попутно став миллиардерами. Это вам не кредитных наркоманов в пирамиду загонять. Тут совсем другой масштаб.
Ей богу, Остапы Бендеры нашего поколения.
@peshock
Занятная ситуация разворачивается вокруг Fix Price. Ритейлер с прибылью в $236 млн. за 2020 год был оценен в 8 млрд. при выходе на IPO. То есть, P/E = 33.
При том, что в среднем по отрасли он вот такой:
Мвидео = 17
Лента = 6.8
Х5 =20.
Конечно, эти компании либо не растут, либо растут очень вяло, да еще и с довольно низкой маржинальностью. Отсюда и такие мультики. У Fix Price же с темпами роста дела гораздо лучше, но тем не менее, его оценили по мультикам как FACEBOOK!!!
Причем двум основателям, которым до IPO принадлежало 83% акций, удалось засадить в них очень и очень серьезных дядек, таких как BlackRock и Goldman. Попутно став миллиардерами. Это вам не кредитных наркоманов в пирамиду загонять. Тут совсем другой масштаб.
Ей богу, Остапы Бендеры нашего поколения.
@peshock
Вишня на торте: Fix Price уже 5 месяцев торгуется на бирже (лондонской и московской), но в Тинькофф нет вообще никаких данных по компании.
Это не какой-то баг брокера. Этих данных нет даже на сайте компании. Страничку забросили уже как год.
В итоге данные по отчетности удалось найти вот здесь.
Отчет за 2-ой квартал будет аж 12 августа (сильно позже всего рынка). По первому кварталу в отчете почему-то ничего не сказано ни о прибыли, ни о маржинальности, и соответственно ничего не понятно о планах на дивы. Такая вот дивидендная папира)
Подписчики подсказывают, что МСФО можно отчитываться только раз в полгода. Fix'ы видимо пользуются этой лазейкой. Возможно в первом квартале были проблем с прибылью.
Так что можно сравнить только P/S
На момент IPO P/S = 3. При среднем по отрасли 0,5. С учетом данных первого квартала и текущей капитализации P/S = 2, по-прежнему в 4 раза дороже рынка.
Так что выручка компании должна еще хорошенько подрасти, а капитализация упасть, чтобы акция стала привлекательной.
@peshock
Это не какой-то баг брокера. Этих данных нет даже на сайте компании. Страничку забросили уже как год.
В итоге данные по отчетности удалось найти вот здесь.
Отчет за 2-ой квартал будет аж 12 августа (сильно позже всего рынка). По первому кварталу в отчете почему-то ничего не сказано ни о прибыли, ни о маржинальности, и соответственно ничего не понятно о планах на дивы. Такая вот дивидендная папира)
Подписчики подсказывают, что МСФО можно отчитываться только раз в полгода. Fix'ы видимо пользуются этой лазейкой. Возможно в первом квартале были проблем с прибылью.
Так что можно сравнить только P/S
На момент IPO P/S = 3. При среднем по отрасли 0,5. С учетом данных первого квартала и текущей капитализации P/S = 2, по-прежнему в 4 раза дороже рынка.
Так что выручка компании должна еще хорошенько подрасти, а капитализация упасть, чтобы акция стала привлекательной.
@peshock
С учетом вышесказанного интересная цена для входа в Fix Price - это что-то вокруг цены 400р за акцию. Не забывайте учитывать тут еще валютную переоценку с лондонской биржи. Сильные колебания рубля будут отражаться на цене акции без изменения ФА рынка по ней.
И это при условии, что во 2-3 квартале 2021 компания будет демонстрировать те же темпы роста выручки в районе 30%. И конечно с сохранением прежней средней маржинальности.
При 350р за акцию компания должна стать совсем интересной. Это как раз ровно уполовинивание цены IPO. Хотя сокрытие отчетности конечно немного отпугивает.
Следите за ценой Fix Price? Будете брать? Если да, то от каких уровней?
@peshock
И это при условии, что во 2-3 квартале 2021 компания будет демонстрировать те же темпы роста выручки в районе 30%. И конечно с сохранением прежней средней маржинальности.
При 350р за акцию компания должна стать совсем интересной. Это как раз ровно уполовинивание цены IPO. Хотя сокрытие отчетности конечно немного отпугивает.
Следите за ценой Fix Price? Будете брать? Если да, то от каких уровней?
@peshock