nstarikov.ru · Публикации
8 subscribers
409 links
Публикации с сайта nstarikov.ru
Download Telegram
Стариков: Да, чтобы поставить точку в первой части нашей программы, еще одна цитата из интервью Патрушева: «Россия должна вести переговоры только с Соединенными Штатами Америки, ни с Брюсселем, ни с Лондоном говорить нам не о чем». Это тоже очень важно.

Ворсобин: Все-таки Киев должен как-то в этом участвовать?

Стариков: Нет, Киев и сейчас не участвует, и не будет участвовать.

Ворсобин: Ну вот это немножко упрощённо, ладно, мы прервёмся на пару минут, оставайтесь с нами.

Ворсобин: У микрофона Владимир Ворсобин. Давайте вернёмся в ту часть передачи, которую мы обсуждали, интервью Патрушева. И в перерыве вспомнили снова про Симоньян, которая намекнула на возможные условия Москвы. Николай, погрузившись в это интервью он процитировал Симоньян о том, что должны быть переговоры только с США.

Стариков: Я процитировал Патрушева.

Ворсобин: А Патрушева, прошу прощения.

Стариков: Патрушева.

Ворсобин: Хорошо, я здесь немножко запутался. Хорошо, Патрушев говорит, что нужно вести переговоры только с США.

Стариков: Только с США. Причем речь идет не о том, что надо с Украиной или не надо. Об Украине вообще не упоминается. Не надо вести с Лондоном и Брюсселем. С европейцами не о чем разговаривать.

Ворсобин: Но, мне кажется, это такой фрейдизм, когда человек выбирает себе удобных переговорщиков, он таким образом транслирует надежду, то есть все надеются на Трампа. То есть, когда ты говоришь, я с этим не буду, я с этим не буду, я вот только с Америкой, потому что восходит эта трампистская звезда и я надеюсь, что мы с ним поладим. И вот эта надежда вечная на Трампа, это, конечно, своеобразие нашей внешней политики.

Стариков: Владимир, речь идёт о совершенно другом в житейском смысле. Ну, смотрите, допустим, когда-то возникла идея проведения программы «По сути дела». Как вы думаете, с кем ваш покорный слуга должен обсудить эту идею? Можно с Владимиром Ворсобиным, но мы тогда с вами были не знакомы ещё. Но вообще-то надо прийти к главному редактору радиостанции «Комсомольская правда», озвучить идею, найти компромиссы, достигнуть договорённости и как-то это всё зафиксировать. Если те же самые переговоры провести с охранником, который ограничивает доступ нежелательных лиц на определённый этаж, то вряд ли программа выйдет в эфир. То есть переговоры-то вести можно, но это пустая трата времени. Вот что имеет в виду Патрушев. И сегодняшние европейские политики не суверенные. С ними не о чем разговаривать. Поэтому надо говорить с генеральным директором ООО «Запад».

Ворсобин: Нет такого, что этот суверенный, этот не суверенный. У них очень сложные отношения с Америкой, я имею ввиду в Европе. Там есть очень много противоречий. И такая игра, простая игра в сателлитов, когда значит феодал приказывает, а его подданное исполняют — это слишком простое понимание этой политики.

Стариков: Объясните, почему?

Ворсобин: Грызня между Трампом и Европой идет просто все время. Кстати, между Вашингтоном и Европой идет все время перманентная грызня. Допустим, по поводу военных бюджетов, 3% или 5%.

Стариков: 2% или 3%.

Ворсобин: 2% или 5%.

Стариков: 2% или 3%.

Ворсобин: Нет, подождите. Трамп хочет 5%.

Стариков: Он согласится на 3%.

Ворсобин: Да, конечно, это торговля. Но я дайте все-таки расскажу. Ведь на самом деле Трамп уже много-много лет требует повысить эти проценты, чтобы не Америка платила за военную охрану Европы, а сами европейцы.

Стариков: Чтобы заключенные сами себя охраняли.

Ворсобин: Никто не говорит, да, Америка, мы сделаем то, что ты приказала. Идет возня экономии денег, пытаются они вложиться все-таки в экономику, а не в военное дело, поэтому нет там такого, что они приказывают. Это более сложный процесс. Я вам это доказываю, Николай, уже года три, наверное.
Стариков: Ну, простой пример. Есть такая как бы суверенная страна, которой руководит совершенно как бы независимый канцлер по фамилии Шольц. Вопрос, почему Шольц не нажимает кнопку «Северного потока», если очевидно, что Германия получит дешевый газ? Получается, что российский газ по прямому проводу «Северного потока» получать нельзя, а тот же самый газ в виде сжиженного покупать можно.

Ворсобин: Потому что у него есть убеждение, что надо помогать Украине, надо блокировать Россию, у Шольца есть такие убеждения. Германия занимает второе место по обеспечению Украины военной системой.

Стариков: Подождите, подождите. Украина всего лишь как две недели прекратила транзит российского газа. То есть в вашей логике Украина не хотела помогать сама себе и транзитировала российский газ, а столь принципиальный немецкий канцлер не хотел этого делать, чтобы помогать Украине. Так что ли? Чушь какая-то получается. Просто из Вашингтона говорят, вам нельзя нажимать эту кнопку, остальные «Северные потоки» мы взорвали. С первого января Зеленский прекратил транзит этого газа. Вот как это делается. Это принципиальный вопрос.

Ворсобин: Я процитирую нашего слушателя, в чем разница в подходах, тут меня ругают, что я сравниваю интервью Патрушева и Симоньян. Где Патрушев, а где Симоньян? Патрушев — это бывший глава Совбеза, а Симоньян, она просто журналистка. Когда ты знаешь немножко эти процессы, которые идут наверху, то, знаете, иногда даже Симоньян транслирует логику властей намного чётче, чем самые продвинутые силовики.

Стариков: Чтобы не запутаться в интервью, я предлагаю слушать президента. Он ответы на те вопросы, которые вы ставили, уже давал.

Ворсобин: Это же императорский двор. Там много дворян, те, кто пытаются угадать настроение императора, его слова объясняют, пытаются каким-то образом играть в свою игру. И все пытаются, в общем-то, сделать так, чтобы Владимир Путин сказал, да, это действительно то, что я хочу.

Стариков: Это третья уже ваша трактовка.

Ворсобин: И поэтому иногда Симоньян угадывает, иногда Патрушев угадывает, еще кто-то, Медведев где-то угадывает. Поэтому я отвечаю просто нашему слушателю, что сравнивать интервью разных этих персон, приближенных, обязательно нужно, чтобы понять логику власти.

Стариков: Нет.

Ворсобин: Это не так уж просто понять логику власти.

Стариков: Я думаю, что нужно внимательно ознакомиться со всеми интервью, это правда. Но еще раз хочу сказать ту логику, которая мне кажется близкой к реальности. Соединенные Штаты Америки видят, что затягивание украинского конфликта ведет к уничтожению Украины, их проекта. Они хотят его сохранить в каком-либо виде. Вопрос, в каком виде сохранится Украина, какая это будет территория, как она будет контролироваться, как она будет называться, вот это и есть один из важнейших пунктов переговоров, который будет. Это моя точка зрения. Что же касается Трампа, да, действительно, тут я с вами согласен, он зарабатывает все козыри. Вот давайте посмотрим, как говорится, с высоты птичьего полета на карту Европы, что за последнее время сделали американцы. В своей прощальной речи Байден очень много говорил о будущем. Он же сказал, что Китай, например, до 2030 года не догонит США. Почему Байден так решил? А потому, что это как раз каденция следующего президента Трампа. И если Трамп достигнет каких-то успехов, а Байден будет помнить о том, что он был президентом, он через четыре года выйдет и скажет: «Это я заложил основы того, что сделал Трамп». То есть, по сути, речь Байдена — это констатация факта, что, в принципе, Америку уже сделали великой, только сделал не Трамп, а Байден. Ну так, если коротко.

Ворсобин: У него там есть одна фраза, самое яркое из всего, что он сказал, что все союзники Америки стали сильнее за его четыре года, а все противники…

Стариков: Слабее.

Ворсобин: И то, что он стоял в центре Киева, а не Путин. Это, в общем-то, тоже такая иголка.
Стариков: Кто только не стоял в центре Киева, но самое главное кто там будет стоять дальше, цыплят по осени считают. Если мы уже заговорили о речи Байдена, от нее двинемся обратно к Трампу, там была еще очень интересная фраза. Он сказал, что объединение противников, Соединенные Штаты называют противниками Россию, Китай, Иран, Северную Корею, говорит о слабости. Мне сразу вспоминается, что тот же самый Байден гордится в той же самой речи, что он организовал более 50 стран для поддержки Украины. Это что говорит о слабости? Америка сама одна не могла поддерживать?

Ворсобин: А зачем? А зачем платить одному, когда ресторанный счет можно заплатить всей компанией?

Стариков: Прекрасно. А зачем России быть одной, если вокруг есть достаточно много стран, которые в той или иной степени разделяют наш подход к международной политике? Вот вам ответ.

Ворсобин: Но ведь США из-за этого конфликта только выиграла. Почему? Газ они сейчас поставляют Европе, которая отказывалась от российского газа, они теперь потребляют сжиженный американский.

Стариков: И российский.

Ворсобин: Да, у них сейчас идет вооружение, производство вооружения.

Стариков: А теперь, Владимир Ворсобин, вопрос из студии. Вы случайно не дали сейчас ответ на вопрос нашего слушателя, почему переговоры нужно вести только с Соединёнными Штатами, о чём сказал Николай Патрушев.

Ворсобин: В этом случае всё равно нужно, чтобы сели рядом, какой-то круглый стол.

Стариков: На приставном стульчике.

Ворсобин: Китай нельзя посадить.

Стариков: Не Китай.

Ворсобин: Европейцы.

Стариков: Подождите, там речь шла о том, что с европейцами не о чем говорить. Китай вообще не обсуждается.

Ворсобин: Проблема в том, что Трамп объявит теперь войну Китаю и мы уже ему не особо интересны.

Стариков: Подождите. Я просто анонсировал нашим слушателям, что мы чуть-чуть поговорим о том, что сделал Трамп. Давайте вернемся на секундочку, а потом двинемся уже к Гренландии. Итак, ввели санкции против наших судов. И называют его «теневым флотом». На самом деле это танкеры, которые не вписываются в страховую систему, построенную Западом. Ввели дополнительные санкции против «Северного потока-2». Вопрос, зачем? Атаковали руками Зеленского газовую инфраструктуру «Турецкого потока» и сегодня Лавров совершенно правильно сказал, что за этой атакой стоят Соединенные Штаты Америки. Это все усиление переговорных позиций. Соединенные Штаты Америки, мы с вами говорили, хотят войти акционером в «Северный поток-2».

Ворсобин: Я еще раз говорю, что когда Россия в свое время объявила, что что должен быть многополюсной мир, что старые порядки уже устарели, что гегемонию США нужно, в общем-то, подвинуть, то Трамп может принять эти правила игры. И он их принимает. И в этом случае, если ты не можешь бороться с каким-то процессом, то его лучше возглавить. И об этом мы поговорим через пару минут. Оставайтесь с нами, сейчас вы услышите небольшой блок новостей. И снова Владимир Ворсобин, Николай Стариков с вами.
Ворсобин: Умикрофона Владимир Ворсобин. Николай, перейдем к Трампу, точнее к его угрозам в адрес Канады, Дании, это по поводу Гренландии, Панамы, Панамского канала. Такое ощущение, что он перед переговорами с Россией, он показывает, что ему тоже плевать на государственные границы. И, в общем-то, он тоже может играть в эти игры. Пожалуйста, ему давно хотелось, Америке давно хотелось Гренландию. Панамский канал тоже, в общем-то, выгоден, тоже можно. А Канада, какая гигантская, богатая страна. Ну, конечно, это все-таки пока риторика. Международный полицейский жандарм США, он говорит, если вы хотите сами жить без полицейского, тогда я сжигаю и закрываю полицейский участок, только самым крутым бандитом буду я. И если весь мир переходит на понятие силы, сильный всегда прав, умный съедает глупого, то в этом случае Америка получит много профита, то есть она получит очень много, как всегда, кстати говоря. Она вот сейчас даже во время конфликта, она как раз торгует сейчас очень выгодно своим газом, она европейца заставила покупать не у России, а у США. Если все войдут в клинч, они уже грозят Китаю, что откроют свои базы и введут войска уже поближе к Китаю. Там сейчас идет об этом дискуссия. То есть в этой заварухе выиграет самый сильный. Я вот не очень уверен, что нам это выгодно.

Стариков: Вы знаете, я с вами даже согласен. Я бы сказал, аплодирую вам, потому что вы ухватили суть момента. Но чуть-чуть опоздали. Когда западные лидеры говорят о том, что мир, основанный на правилах, то это в переводе на русский язык означает мир, основанный на понятиях. То есть вот этот бандит главный, который временно попытался нарядиться мировым полицейским или жандармом, он всегда был бандитом, бандитом и оставался. А Николай Патрушев с вами, уважаемый коллега, не согласен. Еще раз, дорогие друзья, напоминаю, что на сайте «Комсомольской правды» вы можете прочитать эксклюзивное интервью Николая Патрушева, постоянного члена Совета безопасности. Вот что он пишет, например, по поводу того, что вы сейчас меня спрашиваете. Патрушев усомнился, что Трамп отправит войска завоевывать новые штаты для США, и я тоже думаю, что этого не будет. А что будет? Вот здесь, дорогие друзья, хорошая возможность вспомнить, как это вообще происходит. Начнем с Панамского канала. Панамский канал появился на свет в начале XX века, когда Соединенные Штаты откусили кусочек у Колумбии. Назвали этот кусочек Панамой, но вы понимаете, что суверенитета Панамы в тот момент не было никакого, то есть самопровозгласили и сами построили там канал. Потом его продали за доллар в силу борьбы политиков и народа Панамы за то, чтобы контролировать этот важнейший ресурс. В итоге Панама контролирует канал, но Панаму контролируют Соединенные Штаты Америки. Американцев волнуют их тарифы. Дональд Трамп хочет, чтобы для американских товаров были одни тарифы, а для китайцев другие. Ему канал не нужен, ему нужны тарифы, но он делает максимальную ставку. Он говорит, верните нам канал, давайте вести переговоры. Даже на похоронах Картера, который отписал канал обратно Панаме, Трамп говорил ровно, собственно говоря, об этом. Через некоторое время, уверяю вас, вопрос будет решен иным способом. Будут преференции в адрес американских товаров, американских судов, и на этом тема съедет.

Ворсобин: И Канада уступит, и Дания что-то уступит. Это переговоры.

Стариков: Что касается Гренландии, сегодня даже один из американских генералов сказал, что по сути речь идет о бизнес-проекте, когда глава Гренландии или Дании скажет, что мы согласны пустить больше американских солдат, дать эксклюзивное право на разработку природных ископаемых, надо поймать его за язык. То есть нам нужна ваша Гренландия, она же не продается, ну хорошо, тогда мы хотя бы будем там добывать литий.

Ворсобин: Я думаю, согласен. Больше американских солдат. Они уже говорят об этом, датчане.
Стариков: А вот с Канадой это очень интересно, потому что мы сегодня вспомнили еще одного из премьеров, бывшего премьера Канады Жанна Кретьена, которому 91 год исполнился. И он тут в колонке в одной из канадских газет обратился к Трампу, как говорится, нам, старикам…

Ворсобин: Ну, я сейчас процитирую. Бывший премьер Канады Жан Кретьен призывал Трампа опомниться, как старик старика, он отметил, что канадцы ценят свою независимость и их не переубедят угрозы и оскорбления. То есть, если нынешнего премьера Канады Маск назвал девочкой и его заявление как бы уже ничего не решает, то вот подключился к дискуссии Жан Кретьен, это уважаемый политик, который как-то начал с совести Трампа. Ну как это так? Ну, естественно, никто присоединяется с помощью дивизий Канады не будет.

Стариков: Сама постановка вопроса, она для наших слушателей может быть немножко странной и не совсем понятной. Вот я хотел бы дать маленькую справочку. Смотрите, что такое Канада? Канада — это территория, находящаяся рядом с Соединёнными Штатами Америки, которые когда-то в результате борьбы за независимость освободились от Англии. А Канада, то есть соседняя территория, она не освободилась от англичан. Англичане там остались. Англичане не уехали в свою далекую Англию, они остались в Канаде. И в 1812 году, думая, что англичане занимаются Бонапартом, а Бонапарт занимается англичанами, американцы вторглись на территорию Канады. Причем сделали это так неловко, новости шли долго, они вторглись, не заметив, что Бонапарт буквально через несколько дней вторгнется в Россию. В результате англичане освободились, потому что Бонапарт начал заниматься нами, а мы Бонапартом. Англичане высадились в Канаде, разгромили американцев, причём бои были очень ожесточённые, представьте себе, освободившиеся американцы заходят в Канаду, там живут такие же англосаксы, сжигаются деревни, убиваются все жители. Англичане идут, берут Вашингтон, который тогда был больше на деревню похож, сжигают его, отсюда название «Белый дом». Это всё 1812 год.

Ворсобин: Почему «Белый дом»?

Стариков: Потому что его покрасили белой краской после пожара, да? Они сожгли Капитолий, всё сожгли и обратно ушли. И никто им ничего не сделал. В итоге боевая ничья по результатам войны, и каждая из наций использовала это для мифотворчества. Поэтому, когда Трамп говорит, надо Канаду вернуть, это он пытается сыграть на исторических чувствах двухсотлетней давности. Последний раз говорили о возможности освобождения Канады от «кровавого королевского режима» после гражданской войны в США, когда для американских политиков было очевидно, что за югом стоит Великобритания и надо ее наказать, забрав у нее Канаду.

Ворсобин: Ну, как говорят, сначала это как трагедия, часто история делает такие порывы, а потом со временем она делает то же самое, но это получается как шоу.

Стариков: Вот что имел ввиду Кретьен, они не хотят быть американцами, вот о чем речь.

Ворсобин: Идет речь о том, что сейчас мир сползает в этот восемнадцатый век, когда таким образом делили территории. И это очень напоминает «Воронью слободку» Ильфа и Петрова, когда коммунальная квартира загорелась с пяти-семи концов, как только стало понятно, что жителям выгодно, чтобы она сгорела. И это очень тревожная история. Сейчас и риторика у Алиева жесткая насчет того, что не все так правильно с границами между Азербайджаном и…

Стариков: А мы с вами предупреждали, Зангезурский коридор.

Ворсобин: Сейчас глава Венесуэлы говорит, что готов вторгнуться в Гайану, в территорию, которую пока контролирует Америка, это какой-то, по-моему, остров, и там сломать американский флаг. Это общее непризнание границ, ломаются старые правила игры, то есть мир обновляется, мир становится более справедливым, а иногда кажется, что мир превращается в большой двор 90-х, где один подъезд крутой, потому что он накачанный, там качки живут, а другие одни очкарики, поэтому тот подъезд лупит другой подъезд, и полиции тоже нет.

Стариков: Но иногда очкарики ходят в зал, раскачиваются и начинают бить хулиганов. Правильно. Вот примерно такой процесс.
Ворсобин: Извините, это как 18-й век и 20-й. И мы что снова получается сейчас уходим в 18-й век и долго будем умнеть, чтобы снова дойти до 21-го века?

Стариков: Дорогие друзья, все века одинаковы с точки зрения борьбы государств между собой. Меняются формы, названия, иногда государственные границы меняются, идеологии, фамилии лидеров. Но суть одна и та же, поэтому нельзя говорить, как же это может быть в 21 веке. Я уверяю вас, что где-нибудь в веке в 12-м тоже говорили, как это может быть в 12-м веке. То есть эта фраза лишена какого-либо смысла. Значит, что сказал Мадуро? Давайте американскую пропаганду насчет вторжения куда-то убирать, да?

Ворсобин: Извините, человечество развивается.

Стариков: Подождите, вы как великий гуманист, мы с вами чуть позже об этом поговорим. Я хочу закончить мысль, чтобы она была абсолютно понятна. Значит, глава Венесуэлы, которого, собственно говоря, практически вчера летал поздравлять с инаугурацией глава нашего парламента Вячеслав Викторович Володин. Он, выступая на международном антифашистском фестивале, предложил продолжить дело Симона Боливара, который говорил об освобождении всех. А сейчас остров Пуэрто-Рико находится под американской властью. В 1898 году США оккупировали этот остров. До сих пор он не является ни отдельной страной, ни территорией США. Граждане имеют паспорта, при этом поражены в правах, они не имеют права голосовать за президента США.

Ворсобин: Николай, вы представляете, сколько таких спорных территорий, таких тлеющих точек конфликта, которые сейчас могут все одновременно взорваться и запылает все. То, что можно решить дипломатическим путем, сейчас решают военные.

Стариков: С 1898 года.

Ворсобин: И что теперь? Действительно война между Венесуэлой и США?

Стариков: То естьамериканцам можно.

Ворсобин: Нет, если венесуэльцы вторгнутся, то Америка только обрадуется.

Стариков: Да, но он говорил о вступлении бразильских войск.

Ворсобин: Хорошо, прервемся, прервемся через пару минут.

Ворсобин: У микрофона Владимир Ворсобин. Мы о Китае еще не поговорили.

Стариков: Подведем просто черту, не хватило буквально несколько секунд. Мы выяснили, что мир всегда похож на боксерский ринг, очкариков всегда на нем бьют, но если очкарики объединяются и хорошо качаются, то они начинают разгонять хулиганов. То есть не бывает золотого века. Соединенные Штаты Америки обещали, что они будут единственным гегемоном, будет тишь и благодать и никаких войн. Мы видим, что это оказалось враньем. Поэтому мир возвращается в многополярный режим.

Ворсобин: Да, вы знаете, что очкарики в детстве получают за то, что они очкарики, они потом…

Стариков: А вы были очкариком в детстве?

Ворсобин: Нет, я не носил очки, я вырос в саранском дворе, где быть очкариком было опасно для жизни. Но я скажу так, что всё-таки эти быки, которые просто качаются, они в жизни не добиваются больших успехов. А очкарики как раз добиваются. Поэтому всё-таки просто качать мускулы, качать свою военную армию и не думать о технологиях, экономике, науке, то это в никуда путь.

Стариков: Подождите, но в государстве много людей. Кто-то качает мышцы, кто-то качает, так сказать, мозговые клетки, кто-то занимается экономикой, кто-то занимается ещё чем-то. Кто-то занимается обучением.

Ворсобин: Да, но я к тому, что если представить себе как гигантский двор, наш мир, то все-таки каждая из стран имеет свою стратегию выживания и развития. И тот, кто качает мускулы и воюет с соседями, они просто могут, скажем так, проворонить много времени, которое бы, возможно, сделало бы их успешными.

Стариков: Вы считаете, Украина выбрала хорошую стратегию развития?

Ворсобин: Я не говорю, что она хорошая.

Стариков: Она может исчезнуть в 2025 году, возвращаясь к интервью Николая Патрушева.

Ворсобин: Я говорю о стратегии каждой из квартир. Умные сидят тихо, как в Грузии, доят тех и других и развиваются.

Стариков: А идиоты занесли взрывчатые вещества в свою квартиру и запустили там фейерверк.
Ворсобин: Китай отказался принимать танкера с российской нефтью, после ввода новых санкций США против «теневого флота» России. В этом сообщении, там же три танкера встали на рейд рядом с Китаем, потому что их не пропускают китайцы, в этом ничего бы не было особенного, потому что санкции, каждый раз они придумывают что-то новенькое, мы потом это как-то обходим. Но как американцев слушается Китай. Только вчера Америка ввела эти санкции и танкеры стоят, их не пускают китайцы в свой порт. Вы видите, вот эта зависимость Китая от США имеет иногда волшебное свойство. Я думаю, Россия сделала все дипломатическим путем, переговорами с Китаем для того, чтобы таких ситуаций не было, но они происходят.

Стариков: Когда мы задаем вопрос, какой строй в Китае, китайские товарищи говорят, что это социализм с китайской спецификой. Но он очень местами напоминает капитализм. Что это значит? Есть некий китайский порт, в который ходят российские суда, которые иногда имеют не российские флаги, потому что так удобнее и лучше, они застрахованы не в западной системе. Против них почему-то санкции не вводили, против компаний, против этих судов, хотя они ходят, скажем, не первый месяц. И вдруг в какой-то день Соединенные Штаты Америки для усиления своих переговорных позиций на будущее вводят санкции. В этот момент у некого китайского порта есть выбор. Если корабль «Х» зайдёт в порт, американцы, скорее всего, введут вторичные санкции, и в этот порт будет запрещено заходить всем американским судам. Вопрос, вы директор порта, может быть, даже член Коммунистической партии Китая. Ваши действия? Вы плюете на американские санкции, плюете на всё, кроме российско-китайской дружбы и говорите: «добро пожаловать». Но есть дальше нюансы. Китайская компания, которая закупила эту нефть, она тоже вдруг оказывается в ситуации, вчера можно было ей купить эту нефть, а сегодня это чревато рисками. И даже если вы разрешите этому судну зайти в этот китайский порт, то не факт, что китайская компания, которая заказала эту нефть, его разгрузит. Вот в чём вопрос.

Ворсобин: Вы, в принципе, описали механизм очень подробно, но дело даже ведь не в этом, а в том, что нам транслируют, что Россия не одинока, что вокруг нас есть дружественные государства. Мы думаем, что за нами стоят государства, большие силы, а выясняется, что их можно обесточить, их можно просто парализовать одним решением президента США, который просто одной своей визой, росчерком пера, превращает союзников России в полусоюзников.

Стариков: Вопрос, Владимир, три наших танкера стоят у входа в порты, как вы думаете, они там будут теперь стоять до скончания времен, пока не заржавеют и не пойдут на дно или эта проблема будет как-то решена? Могу дать подсказку. К этим стоящим одиноко в нейтральных водах танкерам подойдут другие суда, скачают нефть, а этим другим судам можно заходить в этот самый порт. Вот какой вариант будет? Росчерк пера Соединенных Штатов Америки навеки прикует эти три танкера к месту, где он их застал, или эта проблема будет решена? Вы ведь делаете вид, как будто росчерк пера не усложняет процесс, что есть на самом деле, а делает его невозможным, чего на самом деле нет.

Ворсобин: Да, но при этом разговоры о некой многополярности, о том, что должно быть много центров принятия решений. Сколько у нас уже конфликт? Уже три с половиной года, четвертый, все происходит то же самое. Мир как будто бы так привык к прошлому, что даже Китай не собирается перестраиваться. На словах-то все уже перестроились, сделали БРИКС, сделали очень много разных структур, но, опять-таки, их можно парализовать одним росчерком пера.
Стариков: Житейский пример. Вот представьте, есть некое заведение общественного питания. Вы ходите туда кушать. А с другой стороны, есть некий субъект, который гарантирует приход ежедневно 100 человек в это заведение. И вот этот не очень симпатичный, наверное, наглый субъект приходит к владельцу заведения общественного питания и говорит, у меня даже не предложение, а требование. Значит, если Владимир Ворсобин будет у вас кушать, то 100 человек не будут к вам ходить, клянусь мамой. Вопрос, генеральный директор этого заведения общественного питания он выберет Владимира Ворсобина или 100 других?

Ворсобин: До этого он Владимиру Ворсобину рассказывал, что он лучший друг, что он защитит этого Ворсобина от тех ребят, которые пришли в эту столовую.

Стариков: Это вашатрактовка. Что нужно сделать? Нужно, чтобы Владимир Ворсобин приходил туда не один кушать, а с двумя сотнями сотрудников «Комсомольской правды». И тогда говорил: «Вы, конечно, можете меня, Владимира Ворсобина, не пустить, но тогда я, Владимир Ворсобин, вам гарантирую, что весь коллектив «Комсомольской правды» пойдет сегодня кушать и во все оставшиеся дни в другое место».

Ворсобин: Вот давайте переведем тогда на американско-китайские отношения.

Стариков: Увеличение роста нашей экономики.

Ворсобин: Но в России нет столько сотрудников, сколько есть у американцев. Потому что 5−10% от торговли Китая с миром.

Стариков: Товарооборот России с Китаем 220 млрд, Соединенных Штатов Америки под 700 млрд, вот в чем разница. Поэтому из этого мы можем сделать много выводов. Первый — рост экономики, при этом нужно увеличивать наш внутренний платежеспособный спрос, никоим образом не обрушать курс рубля, потому что в долларах наша покупательная способность уменьшается. Пусть нам не нравятся доллары, конечно, не нравятся и дедолларизация идет. Но считают, где-нибудь там в Китае, может быть иногда в юанях, иногда в долларах. И если видят, что в России покупательная способность в условных единицах уменьшается, это уменьшает наш международный вес. Поэтому те, кто все время выступает за девальвацию рубля, они не понимают еще и этого аспекта. Если вы будете делать жителей России все время беднее в международном измерении, это будет мешать вам и в международной торговле. И в момент, когда этот невоспитанный товарищ придет в заведение общественного питания, вам будет нечего сказать.

Ворсобин: Дело в том, что те люди, которые принимают подобные решения, они тоже стоят перед выбором - вести жесткую финансовую политику или нет.

Стариков: Я призываю вести разумную финансовую политику.

Ворсобин: Да. Столкнувшись с реальностью, простите за банальность, напечатать деньги.

Стариков: Нет. Речи не об этом.

Ворсобин: Николай, есть подозрение, что сейчас печатаются деньги.

Стариков: Они иногда печатаются.

Ворсобин: В том смысле, в котором обычно говорят экономисты. То есть не просто печатают, как обычно в стране, а то, что идёт просто вал денег.

Стариков: Давайте тогда термины, деньги имитируются, государство должно быть…

Ворсобин: К сожалению, падает курс именно из-за условий.

Стариков: Владимир, в тот момент, когда мы вели с вами эту программу, вы создали, имитировали, я думаю, грамм 50 крови. Но это не значит, что ее курс по отношению к крови другого человека должен быть уменьшен.

Ворсобин: Вот сейчас вы очень какую-то мудрую мысль сказали.

Стариков: Продолжим за кулисами нашей программы.

Ворсобин: У меня есть неделя, чтобы понять ее смысл, и я все-таки ее расшифрую. Да, прервемся на недельку, тем более что эта неделя будет горячей, нам будет что обсудить. И конечно интересно, все-таки, что Трамп после инаугурации будет делать.

Стариков: До свидания, дорогие друзья.

Ворсобин: До свидания.

Проект реализуется при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив.

#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд

https://nstarikov.ru/tramp-reshil-zabrat-kanadu-grenlandiyu-i-panamskiy-kanal
Исторические корни русофобии Запада

Дал интервью Дмитрию @skoloth Егорченкову в его программе «Культурная симпатия» на Радио Sputnik.

Обсудили следующие вопросы:
✓ Почему западная часть мира ненавидит Россию?
✓ Действительно ли русофобия и антисемитизм — явления одного порядка?
✓ Как англицизмы угрожают национальной идентичности?

Хронометраж:
00:00 Русофобия как явление
02:54 Исторические примеры русофобии
05:23 Менталитет Запада и русофобия
07:18 Где искать корни русофобии
08:58 Современные проявления русофобии
09:55 Русофобия и большевики
12:41 Исторические примеры русофобии
14:34 Польские концлагеря
17:36 Русофобия – как инструмент информационной войны
22:50 Петр Первый и западничество
25:47 Разрыв элиты и народа
30:41 Русофобия и цивилизация
33:33 Политические провокации и исторические обиды
34:38 Музеи и русофобия
36:32 Влияние русофобии на молодежь
42:40 Как перевоспитать русофобов
46:37 Инструменты «мягкой силы» России на постсоветском пространстве
47:30 Новая администрация США – что ожидать?
51:41 Заключение

https://nstarikov.ru/istoricheskie-korni-rusofobii-zapada
Эпоха Трампа. Империализм возвращается… или он никуда не уходил?

В очередном воскресном прямом эфире обсудили вопросы имперских амбиций Трампа и соотвествующие заявления избранного президента США.

✓ Какую сделку Трамп может предложить России по Украине?
✓ Зачем Трамп говорит об аннексии со стороны США: Гренландии, Канады и Панамского канала?
✓ Почему на Трампа больше не было реальных покушений?
✓ Как Трамп «договорился» с глубинным государством

Ответил на вопросы экспертов «Школы Геополитики».

Хронометраж:
00:00 Эпоха нового американского империализма. Новый срок Трампа
04:41 Зачем США Панамский канал
08:01 Трамп говорит об аннексии Канады
12:37 «Столетнее» соглашение Великобритании с киевским режимом
16:56 Зачем Трампу Гренландия
21:34 Какую сделку Трамп может предложить России по Украине
26:36 Трамп олицетворяет новый подход США к своей старой политике
27:12 Вопрос: Как Трамп мог бы остановить войну с Украиной за 1 день
27:45 Вопрос: Франция готовилась к войне с Россией в 2014-м году, когда Великобритания выходила из ЕС?
28:26 Вопрос: Можно ли рассматривать отказ от поставки «Мистралей» как подготовку к войне?
29:09 Вопрос: Можно ли говорить, что награждение Генри Форда и других золотыми крестами Третьего Рейха и убийство Рузвельта в феврале 1945 года – звеньями одной цепи?
31:12 Вопрос: Почему Запад не осудил фашистского диктатора генерала Франко?
33:17 Вопрос: Какое место Россия занимает в гонке за Искусственный Интеллект?
35:10 Вопрос: Насколько вероятен военный конфликт Россия-НАТО в 2029-2030 гг?
36:34 Вопрос: Как принудить Запад к восстановлению Украины после победы России в СВО?
39:43 Вопрос: Когда планируется запуск «Цифрового рубля»?

https://nstarikov.ru/epokha-trampa-imperializm-vozvraschaetsya-ili-on-nikuda-ne-ukhodil
Борьба за гегемонию доллара. На чём держится экономика США

В рамках программы «Раннего доступа» публикую для участников «Школы Геополитики» видео моей лекции в Университете просвещения (г.Москва).

Школа Геополитики → https://t.iss.one/nstarikov_bot

https://nstarikov.ru/borba-za-gegemoniyu-dollara-na-chyom-derzhitsya-ekonomika-s-sh-a
Россия и Иран. История и перспективы

Президенты России и Ирана подписали Договор о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве. Сразу после этого в столице Ирана случился теракт — ответный сигнал от англосаксов. У нашей страны долгая и богатая история отношений с Тегераном, в которой далеко не последнюю роль играла Англия.

Рассказал об этом – в новом выпуске видеоблога.

https://nstarikov.ru/rossiya-i-iran-istoriya-i-perspektivy
Зачем Лондону «столетний» договор с Украиной

Премьер Британии Кир Стармер и президент Украины Владимир Зеленский в четверг заявили о подписании «столетнего» соглашения о сотрудничестве между странами. Длительность заявленного соглашения вызвала удивление, улыбки и непонимание. Дайте попробуем разобраться, зачем и почему Лондон пошел на такой шаг. Почему на него пошла Украина обсуждать не стоит — что скажут агенту Ми-6 Зеленскому, то он и подпишет. Об интересах Украины в любом виде подобные соглашения не пекутся и не для их соблюдения они написаны.

Премьер Британии Кир Стармер и президент Украины Владимир Зеленский в четверг заявили о подписании «столетнего» соглашения о сотрудничестве между странами. Начнем с удивительного срока. Первое, что возникает в голосе при слове «столетний» — это Столетняя война. Участвовала в ней, кстати, именно Англия, которая с 1337 по 1453 года воевала с Францией, пытаясь ее поглотить. При этом Большая советская энциклопедия характеризует эту войну, как «серию военных столкновений между Англией и Францией». То есть была не одна война и не один мир, но название «столетняя война» понятно именно представителю англосаксонской школы и ими оно и было написано в учебники истории.

Второй вопрос, который мы должны себе задать: а были ли в истории договоры, которые подписывались на такой огромный срок и что было с их выполнением? Второй вопрос, который мы должны себе задать: а были ли в истории договоры, которые подписывались на такой огромный срок и что было с их выполнением? Сразу скажем — были. Оставив за бортом «Вечный мир», который иногда фигурировал в соглашениях, сложно что-то привести в пример. Большинство договоров заключались примерно на 5 лет с дальнейшей их пролонгацией.

Это делается по очень простой причине: 5 или 10 лет в политике — это очень много, ситуация меняется быстро, поэтому брать на себя обязательства за этими рамками решаются только в случаях четкого понимания целей и уверенности в таком же целеполагании партнеров. К примеру, Договор о стратегическом партнерстве между Россией и Ираном заключен на 20 лет с возможностью его пролонгации.

Но вернемся к соглашению между Лондоном и Киевом. Почти ровно год назад, 12 января 2024 года, Зеленский с помпой подписал с англичанами Договор о «гарантиях безопасности». Срок его действия, кстати, был вполне реальным — 10 лет. Хотя для сегодняшнего украинского государства период десятилетия просто огромный срок, так как никто не может гарантировать его существование и его границ даже через год. Как и договор «о гарантиях безопасности», который Лондон подписал с Зеленским. Никаких гарантий там не было, как не было и никаких обязательств британцев воевать за Киев.

И вот прошел только год — и новый премьер премьер-министр Великобритании Стармер 16 января 2025 года посетил Киев, где встретился с Зеленским и подписал с ним новый документ, теперь уже на столетие. Этот — соглашение о партнерстве, предусматривающее сотрудничество в различных областях, включая оборону, экономику и технологии.

Почти ровно год назад, 12 января 2024 года, Зеленский с помпой подписал с англичанами Договор о «гарантиях безопасности» В чем его особенность?

— Оно не привязано к ИТОГАМ военного конфликта на Украине. Это соглашение между двумя странами, которые говорят о различном сотрудничестве.

— Главная задача этого документа — «застолбить» определённые направления и …территорию Украины.

— Самым важным в соглашении является вовсе не экономическая помощь Киеву со стороны Лондона, что было описано и в прошлогоднем документе, а пункты о фактическом размещении британских военных баз на украинской территории.

В чём суть «столетнего» договора между Лондоном и киевским режимом Англичане являются одними из главных организаторов конфликта на территории Украины. Это они подтолкнули Зеленского к срыву переговоров в Стамбуле. Но на этот раз действия Лондона направлены не только и не столько против России. Великобритания — вековой противник нашей страны еще по Большой игре, и нас они всегда воспринимают, как врага, тут ничего не меняется и не изменится никогда.
Новизна ситуации не в этом. Чтобы понять срочное соглашение, подписанное между Лондоном и Зеленским, нужно посмотреть на всю ситуацию в мире целиком.

1. Англичане ничего просто так никогда не делают. Это — гроссмейстеры мировых политических шахмат. Если вы не понимаете их ход — подождите смеяться, вы просто не понимаете и не видите их комбинацию и только. Это самый серьезный и коварный противник.

2. Трамп и его приход к власти несет для англичан один риск — соглашение между Россией и США по окончанию конфликта. Никто не знает, каким оно будет и будет ли, но сам факт конфликта дает англичанам козыри и возможности, а факт его окончания пугает. Пугает тем, Трамп склонен к авторитарному стилю решения проблем. И самое главное — он может САМ решить.

3. Россия видит именно такой сценарий, за пять дней до визита Стармера в Киев, Николай Платонович Патрушев высказал нашу позицию: «Я полагаю, что переговоры по Украине должны вестись между Россией и США без участия других стран Запада. Ни с каким Лондоном и Брюсселем разговаривать не о чем».

4. Помимо этого, Трамп оскорбил Великобританию своей риторикой о Канаде. Канада это часть замаскированной Британской империи. Это монархия и глава страны — король Великобритании. Канада его собственность. Заявления Трампа — это высокомерная риторика выскочки, который тревожит и фантомные боли британцев.

5. Подписанное соглашение дает Лондону возможность нанести удар по планам Трампа, поставить его на место. Ведь Россия и США могут договориться, но какие могут быть договоренности, если Украина подписала англосаксам договор, и на ее территории в любой момент могут появиться английские солдаты. Даже не важно будут они там или нет, но сама угроза является фактором, который делает переговоры бессмысленными.

6. Не США и Россия решают «украинский вопрос», вдвоем его не решить при наличии ТАКОГО договора с англичанами.

7. Таким образом, англичане, заключив договор с Зеленским:

— сделали переговоры бессмысленными, итог их зависит от Лондона, Британия не дала Трампу выпихнуть их из процесса;

— вставили Трампу шпильку и указали на его место;

— показали, что без их согласия украинский вопрос не решить переговорами. Ближайшие сто лет. Отсюда и такой странный срок.

8. Действия Лондона направлены в этот раз против Вашингтона в несравнимо большей степени, чем против Москвы.

На сцене главный кукловод — Великобритания. Это, еще и Байдена втянули. Лондон является инициатором оказания военной помощи. Европа и Америка пошли на поводу. Борис Джонсон еще в начале военных действий сказал, что этот конфликт нужно продолжать — он принесет много денег. Короче, новая «Большая игра» империй (комментатор имеет в виду геополитическое соперничество России и Англии за гегемонию в Центральной Азии, которое длилось с первого десятилетия XIX — до начала ХХ века — прим. ИноСМИ).

Николай Стариков → Школа @nstarikov_bot Геополитики

https://nstarikov.ru/zachem-londonu-stoletniy-dogovor-s-ukrainoy
МИД РФ о 100-летии установления советско-японских отношений

Источник: Фонд Стратегической Культуры
Официально признав Советский Союз, японские политики и генералы не отказались от плана агрессивной войны с целью захвата советского Дальнего Востока и Сибири В специальном сообщении МИД РФ по случаю 100-летнего юбилея установления дипломатических отношений между Россией (Советским Союзом. – А.К.) и Японией отмечается, что «это событие было и остается важной памятной вехой в истории двусторонних связей». Как подчеркнули в дипломатическом ведомстве России, оно стало «ярким свидетельством способности соседних стран, долгое время находившихся в состоянии конфронтации, осознать в полной мере, что такое положение не соответствует их национальным интересам, и достичь договоренности без выдвижения дополнительных условий».

Подчёркивается, что установление дипотношений «стало возможным, в том числе, благодаря активным усилиям японских общественно-политических деятелей, которые убедили официальный Токио в необходимости установления межгосударственных контактов с Советским Союзом». «Для советской стороны пойти на сближение с дальневосточным соседом было непростым решением. В памяти была еще жива японская интервенция и демонстративный отказ японских властей принять наш пароход с гуманитарной помощью для жертв землетрясения в Токио в 1923 году. Тем не менее Советский Союз сделал шаг навстречу Японии», – говориться в сообщении.

МИД РФ воспользовался этой датой для дополнительного разъяснения Токио нынешней позиции Москвы по поводу восстановления порушенных нынешними японскими властями двусторонних отношений. «Российская сторона исходит из того, что в Японии и сегодня есть здравомыслящие политики и общественные деятели, осознающие пагубность антироссийского курса официальных властей, его негативные последствия для японского народа, – отметили в дипведомстве. – Россия готова рассматривать инициативы японской стороны по возобновлению диалога, когда они будут подкреплены реальными практическими шагами Токио в русле отказа от недружественной политики».

Ниже предлагается краткий исторический очерк о том, как устанавливались дипломатические отношения Японии с новым государством – Союзом Советских Социалистических Республик.

* * *

Завершение японской вооруженной интервенции на советский Дальний Восток и Сибирь (1918–1922 гг.) не привело к окончательному урегулированию между РСФСР и Японией. Под японским контролем оставался оккупированный Северный Сахалин, страны не имели дипломатических отношений друг с другом, отсутствовали торгово-экономическое, рыболовное и другие соглашения. Поняв, что одержать верх над Советской Россией в обозримом будущем вооруженным путем не удастся, деловые круги Японии выступили за развитие с ней экономических отношений.

Движение за установление дипломатических отношений с СССР возглавил видный политический деятель мэр Токио Симпэй Гото. По его инициативе в феврале 1923 г. начались неофициальные советско-японские переговоры. Тогда из-за обструкции антисоветски настроенного правого крыла японского правящего класса и активной деятельности в Японии белоэмигрантских организаций и групп добиться успеха не удалось. Однако заинтересованность деловых кругов в урегулировании существовавших проблем и установлении на долгосрочной основе условий экономического сотрудничества, в первую очередь в области рыболовства, побудили правительство объявить «новую политику» в отношении СССР. Немаловажное влияние на изменение политики в отношении северного соседа оказало признание его ведущими европейскими державами – в 1924 г. дипломатические отношения с СССР установили Великобритания, Италия, Франция. В мае 1924 г. в Пекине начались официальные советско-японские переговоры, которые завершились подписанием 20 января 1925 г. Конвенции об основных принципах взаимоотношений между СССР и Японией.
Согласно статье 1-й Конвенции, стороны восстанавливали дипломатические и консульские отношения. По настоянию японской стороны правительство СССР было вынуждено согласиться с положением Конвенции о сохранении в силе Портсмутского мирного договора 1905 года. Однако при подписании Конвенции уполномоченный СССР по указанию Москвы сделал специальное заявление о том, что «признание его Правительством действительности Портсмутского договора от 5 сентября 1905 г. никоим образом не означает, что Правительство Союза разделяет с бывшим царским правительством политическую ответственность за заключение названного договора». Тем самым советское правительство заявляло, что не считает себя политически связанным с положениями Портсмутского договора в той его части, где говорилось об уступке Японии Южного Сахалина.

Конвенция разрешала проблему вывода всех японских войск с территории оккупированного Северного Сахалина. Заинтересованные в продолжении эксплуатации нефтяных месторождений острова японцы соглашались на эвакуацию Северного Сахалина только при условии сдачи им в концессию всех или, по крайней мере, 60 процентов скважин. В результате растянувшихся на месяцы переговоров по этому вопросу был достигнут компромисс о выделении Японии на срок от 40 до 50 лет 50 процентов площади нефтяных и угольных месторождений острова с уплатой концессионерами советским правительственным органам определённого процента валовой добычи.

Несмотря на то, что одной из статей Конвенции предусматривалось заключение договора о торговле и мореплавании, японские власти всячески затягивали решение этого вопроса. Реализации открывавшихся перспектив развития двусторонних связей во всех областях препятствовала позиция Токио в отношении открыто действовавших вопреки положениям Конвенции на территории Японии и ЮМЖД белоэмигрантских организаций. Недовольство нормализацией отношений выражали военные круги, для которых Россия, а затем СССР являлись традиционным противником, под предлогом необходимости борьбы с которым армейские генералы выбивали для себя крупные бюджетные ассигнования.

Идеологи японского милитаризма убеждали народ, что Япония сможет занять достойное место в мире только на пути внешней экспансии. В японской прессе утверждалось: «Если наши экономические и культурные начинания в Китае и Сибири будут прекращены, нам уготована участь изолированной и беззащитной островной страны». На проходивших в 1923 г. совещаниях военно-политического руководства вырабатывались основы внешней политики и стратегии Японии на последующий период. На них были намечены два главных направления вооруженной экспансии – северное и южное. Соответственно в качестве основных вероятных противников определялись СССР и США. Подготовка войны против СССР возлагалась главным образом на сухопутные войска, против США – на военно-морской флот. В Японии были приняты геополитические термины: «хокусин» – «движение на север» и «нансин» – «движение на юг». Если вооруженное столкновение с США рассматривалась в те годы лишь как теоретическая возможность, будущая агрессия против СССР приобретала вполне зримые очертания. Подтверждением этого является составление японским Генеральным штабом армии конкретных планов ведения боевых действий на территории Советского Союза.

В 1923 г. после провала интервенции был разработан новый план войны против СССР, которым предусматривалось «разгромить противника на Дальнем Востоке и оккупировать важные районы к востоку от озера Байкал. Основной удар нанести по Северной Маньчжурии. Наступать на Приморскую область, Северный Сахалин и побережье континента. В зависимости от обстановки оккупировать и Петропавловск-Камчатский».
Стремясь не допустить возобновления конфронтации с Японией, советское правительство в мае 1927 г. обратилось к Токио с предложением о подписании между обоими государствами договора о ненападении. Несмотря на установление дипломатических отношений с СССР, японское правительство не желало связывать себя подобным соглашением. Его позиция сводилась к тому, чтобы «в отношении пакта о ненападении, выдвигаемого СССР, занять такую позицию, которая обеспечивала бы империи полную свободу действий».

Против подписания пакта о ненападении с СССР выступило руководство японской армии. В Генеральном штабе и военном министерстве считали, что новую войну следует начать как можно раньше, до того, как СССР усилит свою мощь. По мобилизационному плану 1926 г., против СССР должно было быть использовано 18 дивизий. При этом считалось, что ослабленная революцией и Гражданской войной Россия «не сможет выставить против Японии и десяти дивизий».

Усилившие свое влияние в политике японского государства военные круги добились в апреле 1927 г. сформирования кабинета, который возглавил один из идеологов милитаризма генерал Гиити Танака. 27 июня в Токио проходила так называемая «Восточная конференция», по итогам работы которой 7 июля был принят документ «Политическая программа в отношении Китая». В документе указывалось. «Эта конференция делала маньчжурский инцидент (вооружённый захват и оккупация трех китайских северо-восточных провинций. – А.К.) неизбежным», – указывается в японской «Официальной истории войны в Великой Восточной Азии». Перспектива утверждения японской армии в Маньчжурии и Монголии создавала реальную угрозу Советскому Союзу. Для защиты дальневосточных границ страны в августе 1929 г. была создана Особая Дальневосточная армия (ОДВА).

В то же время, несмотря на наличие в правящих кругах Японии противников развития связей с «большевистской Россией», установление дипломатических отношений способствовало активизации торгово-экономических связей. В 1928 г. была заключена советско-японская рыболовная конвенция. В 1929-1930 гг. объем торговли достиг 43,1 млн иен, в четыре раза превысив довоенный товарооборот между Японией и Россией.

В мае 1929 г. в СССР был принят первый пятилетний план экономического развития страны. Параллельно началось осуществление программы создания современной военно-технической базы для обороны государства, повышения мощи вооруженных сил до уровня первоклассных европейских армий. Это беспокоило составителей японских планов войны против Советского Союза. В июле 1931 г. в японской прессе было опубликовано выступление генерала Куниаки Койсо на заседании кабинета министров, в котором говорилось, что «выполнение пятилетки создает серьезную угрозу Японии… Ввиду этого монголо-маньчжурская проблема требует быстрого и действенного разрешения». Перед этим японский посол в Москве Хиротакэ Хирота (впоследствии премьер-министр Японии) рекомендовал начальнику Генерального штаба проводить «решительную политику против Советской России и быть готовыми в любой момент начать войну с целью захвата Восточной Сибири». 9 марта 1931 г. военный атташе японского посольства в Москве подполковник Юкио Касахара писал в Генеральный штаб: «Япония должна продвинуться, по крайней мере, до озера Байкал, рассматривать дальневосточные провинции, которые она захватит, как часть собственной империи и создать там военные поселения на долгие годы».
Составленный в конце 20-х годов Генеральным штабом армии план наступательной войны против СССР «Оцу» предусматривал нанесение ударов по советскому Дальнему Востоку с моря и из северных районов Кореи. Однако после тщательного изучения военно-стратегической ситуации на Дальнем Востоке японские стратеги пришли к выводу о целесообразности до нападения на СССР укрепиться в Маньчжурии, чтобы использовать ее территорию и ресурсы для развертывания наступательных операций на советский Дальний Восток и Сибирь с нескольких направлений. Считалось, что для успеха военных действий необходимо в самом начале войны перерезать в районе Байкала Транссибирскую железнодорожную магистраль. Осуществить это можно было только с территории Маньчжурии.

18 сентября 1931 г., после завершения необходимых приготовлений, японские вооруженные силы спровоцировали так называемый «маньчжурский инцидент», и через три месяца военных действий вся территория Маньчжурии была оккупирована японской армией.

Захват Маньчжурии был чрезвычайно крупной по своим последствиям акцией в плане расширения колониальной империи Японии. Он оказал важное влияние и на последующее развитие японо-советских отношений, поскольку Япония оказалась в прямом пограничном соприкосновении с СССР.

Японские военные историки признают, что «после оккупации Маньчжурии появилась возможность повторения сибирской экспедиции».

Таким образом, хотя установление советско-японских дипломатических отношений способствовало развитию двусторонних связей, в первую очередь торгово-экономических и рыболовных, СССР по-прежнему рассматривался в Токио в качестве одного из основных военных противников. После образования на оккупированной территории Китая марионеточного государства Маньчжоу-Го размещенная на его территории японская Квантунская армия стала интенсивно готовиться к наступательной войне против Советского Союза с целью захвата обширных земель советского Дальнего Востока и Сибири с последующим включением их в проектируемую колониальную империю «нации Ямато» под названием «Сфера сопроцветания в Великой Восточной Азии».

Нельзя не видеть, что и сейчас, через 80 лет со времени сокрушительного разгрома Японии в развязанной ею войне, токийские политики и стратеги вместе со своими союзниками по НАТО открыто ставят целью приведение нашей страны и народа к «стратегическому поражению», или попросту к уничтожению.

https://nstarikov.ru/mid-rf-o-100-letii-ustanovleniya-sovetsko-yaponskikh-otnosheniy
Инаугурация Трампа: первые заявления и указы 47-го президента США

В очередном выпуске моей авторской программы «По сути дела», что выходит на радио «Комсомольская Правда» по вторникам в 20:00, обсудили последние новости мировой политики.

Хронометраж:
00:00 Вступление
01:00 Инаугурационные речи Трампа – сравнение 2017 и 2025 гг
07:37 Ничего большого от Трампа никто и не ждал
11:22 Что будет, если Трамп выполнит все обещания
13:42 Трамп отменил 78 решений Байдена
15:02 Комментарий В.В.Володина о новом сроке Трампа
17:12 Как в России реагируют на перемены в США?
19:05 Трамп остановил помощь Зеленскому на 90 дней
22:36 Главный смысл переговоров руководителей России и Китая
27:41 Логика Китая в отношениях с Россией
32:18 100-летний договор Лондона и киевского режима
33:48 Промежуточные результаты борьбы за демографию
37:23 Почему Владимир @vorsobin Ворсобин выступает за аборты
41:57 Как сохранили 40.000 детских жизней, изменив клинические рекомендации

Проект реализуется при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив.

#Фондкультурныхинициатив #Грантдлякреативныхкоманд

https://nstarikov.ru/inauguratsiya-trampa-pervye-zayavleniya-i-ukazy-47-go-prezidenta-s-sh-a-
В.Р.Менжинский. Интересные страницы биографии («Книжный клуб» Школы Геополитики)

В новом занятии «Книжного клуба» Школы Геополитики мы изучаем биографию Вячеслава Рудольфовича Менжинского, преемника Ф.Э.Дзержинского, а также наркома финансов РСФСР, – по книге Теодора Гладкова и Михаила Смирнова из цикла «Жизнь замечательных людей».

✓ Откуда молодая Советская Республика брала деньги после захвата власти?
✓ Где встретил Февраль 1917-го года товарищ Менжинский?
✓ Кто финансировал профессиональных революционеров в Российской Империи?
✓ Почему революционеры жили за границей, готовясь к свержению власти в России?
✓ Почему съезды РСДРП не проводились с 1907 по 1917 гг.?
✓ Как Менжинский захватывал Государственный Банк России?
✓ Почему Ленин назначил Менжинского управляющим Госбанком в 1918 году?

Ответы на эти и многие другие вопросы смотрите в новом занятии «Книжного клуба» → https://t.iss.one/nstarikov_bot.

https://nstarikov.ru/v-r-menzhinskiy-interesnye-stranitsy-biografii-knizhniy-klub-shkoly-geopolitiki